Пожилые люди как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - обобщить и проанализировать состояние пожилых людей и работу проводимую с ними, выделить их особенности как отдельной социальной группы.

Содержание

Введение
Глава I Теоретический аспект пожилых людей как объекта социальной работы
1.1 Проблемы пожилых людей
1.1.1 Старость
1.1.2 Социальное положение и психологические особенности
1.1.3 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте
1.2 Технология реабилитации пожилых людей
1.2.1 Социальная помощь и поддержка
1.2.2 Беседа с клиентом
Глава II Социальная работа с пожилыми людьми
2.1 Анализ деятельности учреждений
2.2 Геронтологический центр
2.2.1 Основные направления и организация деятельности Геронтологического центра
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Анализируя результаты исследования по шкале нервно-психического напряжения лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обеспечения, можно выделить кризисные периоды (или периоды дезадаптации) в зависимости от длительности проживания: у мужчин - на 1 и 3 год; у женщин - на 1 и 5 лет.

 

1.2.3 Беседа  с клиентом

 

Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента  получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения26.

К основным навыкам, необходимым  для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает)27.

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения  к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального  работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Иногда социальные работники  переживают, что порой они сталкиваются с необщительными клиентами, которые  вместо того, чтобы сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию клиента28.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами, не являются на встречу  после первой беседы. Исследования показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к положительным результатам, то существует и множество других причин неявки на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Удачные беседы не зависят  только от содержания разговора, важно, если к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные  работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально. Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы. Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы29.

Задавание "хороших"вопросов. Тема задавания вопросов как навыка межличностного общения весьма актуальна.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как  допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Неопытные люди часто  избегают задавать "зондирующие"вопросы, если клиент догадывается к чему клонится разговор.

Другим барьером может  служить слишком частое задавание  вопроса, начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это  приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например, вместо того, чтобы спросить старую женщину почему она боится выходить из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет из дома.

Умелое использование  вопросов - это нечто мало изученное  в практике социальной работы. Оно  очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не совсем понял ...", все они стимулируют отступление клиента от обычной схемы поведения и рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или преждевременные советы нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться позже, когда клиент уже справился с конкретной проблемой, или спросить об этом же, но позже, когда он избавится от смущения.

Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый "круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит взаимоотношения между двумя другими членами семьи.

Гипотетические вопросы  типа: "А что было бы, если ...?"могут  еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои взгляды на вещи и свои идеи.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами30:

1. Симпатия или понимание  - попытка видеть мир глазами  другого человека.

2. Уважение, реагирование  на проблему клиента таким  образом, чтобы передать уверенность  в том, что он сам может  справиться с ней. 

3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему.

4. Знание самого себя  и оказание другим помощи в  познании себя.

5. Искренность, умение  вести себя естественно во  взаимоотношениях с клиентом.

6. Сиюминутность, иметь  дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие  у них могут встретиться сложности  в общении и, соответственно, какие  навыки необходимо продолжать практиковать31.

Исходя из этого, при  работе с клиентами социальному  работнику можно дать следующие  рекомендации:

- необходимо обладать  знанием и пониманием явных  и тайных причин поведения  человека;

- иметь навык межличностного  общения; 

- умело задавать вопросы;

- пытаться устранить  барьеры общения, приводящие к  непониманию. 

Таким образом, изучив данный раздел, автор считает, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение  навыков посещения клиентов, понимания  специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Социальная работа с пожилыми людьми

2.1 Анализ деятельности  учреждений

 

В 1995 году в системе  социальной защиты нашей страны функционировала 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).

Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

Центр может иметь  в своей структуре различные  подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра32.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она охватывает в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в  отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.п. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели места и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т.д.

Одной из новых форм социального  обслуживания является развитие сети социальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Всего в Российской Федерации свыше 100 таких домов, в которых проживает около 8000 человек.

Специальные жилье дома для одиноких пожилых людей и  супружеских пар - это один из путей  решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

Ученые считают, что  необходимо разработать концепцию  медико-социальной помощи лицам преклонного возраста, объединив в этих целях усилия всех заинтересованных ведомств и организаций, разработать необходимые нормативные акты, а также определить и принять более широкое толкование понятия "социальное обслуживание" (оно должно включать в себя: социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку); необходимо создать банк данных лиц преклонного возраста, нуждающихся в конкретных видах социально-бытовых услуг и формах социальной помощи.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы