Правовые аспекты деятельности медсестринской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:57, реферат

Описание

Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4
2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 10

Работа состоит из  1 файл

Правовые аспекты статуса медицинской сестры в России.docx

— 27.13 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Государственное образовательное учреждение Высшего  профессионального образования

Сибирский государственный  медицинский университет

Федерального  агентства по здравоохранению и  социальному развитию

(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

 

 

 

 

Кафедра организации здравоохранения 

и общественного здоровья

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема «Правовые аспекты  деятельности медсестринской службы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Томск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4

2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров  включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской  деятельности и медицинских услуг  и другие направления, связанные  с профессиональной деятельностью  специалиста со средним медицинским  образованием.

Однако практически не освещаются исследования социально-правового статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.

Развитие социально-правового  статуса медицинской сестры в  России имеет свои особенности и  принципиально отличается от статуса  медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь  по двум направлениям: 1) по уровню социального  положения медицинской сестры в  гражданском обществе; 2) по степени  социально-экономической защищенности.

Сложившийся образ медицинской  сестры в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.

 

 

 

 

 

1. Влияние реформы  сестринского дела в России  на правовой статус медицинской  сестры 

Начало реформы в области  сестринского дела положило создание Ассоциации медицинских сестер России в 1992 году. В ходе реформирования предполагалось:

    • Осуществить ряд изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;
    • обеспечить рациональное соотношение и партнерство между врачами и средним медперсоналом;
    • возродить категорию младшего медицинского персонала;
    • Организовать новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
    • Повысить социально-правовой статус сестринского персонала.

По мнению специалистов сестринского дела, с 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела,  созданы и приняты философии сестринского дела. В учебных и лечебно- профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".

Исходя из собственного опыта, могу смело утверждать, что данные  понятия рассматриваются исключительно в образовательных учреждениях. Содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения. Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры. Это связано с тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу.

Кроме того, если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство объясняется отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации.

На мой взгляд,  повысить и укрепить социально-правовой статус медицинской сестры  в трудовом сообществе  возможно при выполнении ряда условий:

1. Конкурентоспособная заработная  плата – кроме повышения социально-правового статуса медицинской сестры, позволит руководителю создавать кадровый резерв, проводить отбор на конкурсной основе наиболее достойных кандидатур, что максимально исключит попадание в профессию случайных людей;

2. Формирование отношения врача к медицинской сестре, как к равноправному коллеге/партнеру,  начиная со студенческой скамьи – совместное обсуждение проблем пациента (современное образование в медицинских колледжах делает это возможным) пойдет только на пользу пациенту. Так как, медицинская сестра проводит с пациентом больше времени – она больше информирована об эмоциональном статусе пациента, знает его текущие проблемы, что поможет врачу принять правильное решение в выборе лечения. Кроме того, знание и понимание, выбранных методов лечения позволит медицинской сестре быть участником лечебного процесса, а не просто техническим исполнителем. Это, в свою очередь, даст возможность медицинской сестре грамотно информировать пациента о его состоянии, методе лечения, не ссылаясь постоянно на врача, снимая с себя всю ответственность за состояние больного.

3. Юридически закрепить статус старшей медицинской сестры отделения, например, дать право требовать соблюдения санэпидрежима не только со среднего и младшего, но и с врачебного медперсонала. Так как, на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация – ответственность за санэпидрежим есть, а прав его требовать нет.

 Таким образом, несмотря  на утверждения специалистов  сестринского дела о достижении  определенных результатов в ходе  реформы, с уверенностью об  этом можно утверждать только  в части образования. Так, в 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:

  • базовый (основной) уровень подготовки (МУ);
  • повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);
  • высшее сестринское образование (ВСО);
  • послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).

Созданная многоуровневая система  подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования  профессионального образования  и необходимым условием обеспечения  качества сестринской помощи.

Также, нельзя не отметить, что большую часть ответственности за юридическую грамотность медицинских сестер несут именно учебные заведения.

 

 

 

2. Правовые аспекты  деятельности медицинских сестер

Деятельность специалистов сестринского дела в современных  условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера, возникающими как закономерное проявление нормально функционирующей медицинской отрасли.

Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов.

Надзорными органами и  средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается

требовательность населения  к соблюдению прав пациентов, гарантиям  и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.

Существуют следующие правовые проблемы регламентации деятельности медицинских сестер.

1. Сегодня практически  вся документация, касающаяся сестринской  деятельности, носит рекомендательный характер.

2. Отсутствуют профессиональные  стандарты деятельности сестринского персонала и правовые механизмы организации контроля за их соблюдением.

Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы

регулирования деятельности специалистов имеющих среднее,

повышенное и высшее сестринское  образование являются:

- отсутствие четко прописанных  типовых обязанностей;

- отсутствие стандартов  оснащения рабочих мест;

- размытые границы компетенции  специалистов сестринского дела, что в свою очередь приводит к выполнению сестрой не свойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам, отсутствию мотивации к повышению профессионального уровня;

3. Законодательно не определены  границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Этому весьма способствует не гласный, не закрепленный законодательно запрет на самостоятельную деятельность без назначения врача сестринского персонала. В тоже время получаемый объем знаний позволяет действовать самостоятельно, что и выполняется в ряде стран.

4. Пробел правовых знаний  у сестринского персонала, приводит  к беззащитности в трудовых спорах, в необоснованных претензиях пациентов так называемый потребительский экстремизм, к несогласованным действиям при различного рода проверках;

5. Отсутствие единой базы данных судебной практики обо всех фактах

некачественного оказания медицинской  помощи.

6. Не решен вопрос об учете медицинского стажа специалистам в

профессиональных общественных организациях и частных медицинских организациях.

7. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект.

Миф второй. Медицинские  сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника  со средним профессиональным медицинским  образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста  воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

Медико-правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяется:

Во-первых, как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;

Во-вторых, как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.

В-третьих, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.

В свою очередь, правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В.Дружинина, Н.Н.Володин. Система  дополнительного профессионального  образования  в  здравоохранении // Сестринское  дело -  2000- №1.

Информация о работе Правовые аспекты деятельности медсестринской службы