Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:06, лекция

Описание

Обе эти дисциплины имеют особую практическую значимость для педагогов и логопедов, так как чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе, обязан точно знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неполадки. Иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

Содержание

Предмет возрастной физиологии и школьной гигиены
Задачи возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиены
История развития возрастной физиологии и школьной гигиены
Методы возрастной физиологии и школьной гигиены

Работа состоит из  1 файл

лекция 1.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и  задачи возрастной физиологии и школьной гигиены

 

План:

  1. Предмет возрастной физиологии и школьной гигиены
  2. Задачи возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиены
  3. История развития возрастной физиологии и школьной гигиены
  4. Методы возрастной физиологии и школьной гигиены

 

    1. Предмет возрастной физиологии

Возрастная физиология является ветвью анатомии и физиологии. Анатомия и физиология относится к числу биологических наук («био»- жизнь; «логос»- учение), изучающих живые организмы.

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии – рассечение (препаровка).

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития, изучают возрастная анатомия и физиология, являющиеся самостоятельной ветвью биологической науки.

Возрастная физиология изучает строение и функции организма человека в онтогенезе. Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента зачатия до естественного конца. Нас интересует период жизни человека от рождения до совершеннолетия. Знания возрастных особенностей физиологии необходимо для правильной организации всей учебно-воспитательной работы, труда и быта человека.

Возрастная физиология является одним из обязательных биологических дисциплин, изучаемых студентами всех факультетов педагогических специальностей, биологических факультетов университетов и мединститутов.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья, наука о влиянии условий окружающей среды на здоровье человека.

Школьная гигиена (гигиена  детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

 Школьная гигиена и возрастная  физиология тесно взаимосвязаны,  поскольку разработка гигиенических  норм режимов для детей разного  возраста, организация их труда  и отдыха, питания и одежды  основаны на знании функциональных  особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.

Обе эти дисциплины имеют особую практическую значимость для педагогов и логопедов, так как чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе, обязан точно знать строение того или иного органа, чтобы точно устранять те или иные неполадки. Иметь четкие представления о структурных и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

Гигиена детей и подростков как  наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней  широко используются общебиологические  законы развития. Она тесно связана  со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

 

 

 

 

Необходимость знания возрастных особенностей функционирования организма ребенка для педагогов неоднократно подчеркивались видными учеными.

Еще в 1807 г. Ушинский К.Д. говорил: «Если педагог хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен, прежде всего узнать его организм во всех отношениях», т.е. он говорил о необходимости изучения педагогом организма ребенка. Он требовал, чтобы воспитание детей осуществлялось на основе возрастных особенностей, считал, что организация игр, занятий физкультурой, составление расписания и проведение уроков в школе требуют знания функциональных возможностей организма, которые определяются его возрастными особенностями.

Великий русский физиолог Павлов И.П. писал, что все принципы воспитания и обучения основаны на законах физиологии. Учитель может успешно применить полученные в физиологии факты для того, чтобы правильно в соответствии с возрастом детей организовать учебно-воспитательную работу.

Ушинский К.Д. утверждал, что педагоги и воспитатели должны знать основы анатомии, физиологии и психологии детей и что, только владея этими знаниями, они могут целеустремленно воспитывать умственные и физические способности детей.

Крупская Н.К. писала: «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела и его развитие. Без этого нельзя быть хорошим педагогом, правильно растить ребенка».

Таким образом, знание возрастных особенностей организма человека в целом, необходимо для правильной организации всей учебно-воспитательной работы, труда и быта человека.

Педагог может  наилучшим образом развивать  умственные и физические способности  ребенка, если он знает возрастные особенности детского организма.

 

2. Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

  1. изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;
  2. ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;
  3. научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.

 

3. История развития  возрастной физиологии и школьной  гигиены

Вопросы возрастной физиологии ставились  еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов, где  встречались попытки обоснования  специфического подхода к вопросам гигиены, диететики и патологии детского возраста. В течение многих веков, однако, все изменения, которые возникают в организме с возрастом, сводились лишь к количественным; считали, что детский организм – это взрослый в миниатюре. Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма. Данные исследований были обобщены им в монографии «Особенности детского возраста» (1906).

 В бывшем СССР насчитывалось  около 150 научных учреждений, изучающих  вопросы возрастной анатомии  и физиологии. Особенно большое  значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др. В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве, директором которого является академик Безруких М.М. Она руководит коллективом известных физиологов, таких как Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. и др.

 Школьная гигиена  как наука возникла в 19 веке  и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

 В дальнейшем задачи  данной отрасли медицинской науки  расширились – она стала изучать  вопросы охраны, укрепления здоровья  и улучшения физического развития  детей и подростков всех возрастных  групп. 

 В создании и развитии  гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, Л.А.Сыркин продолжил труды Ф.Ф.Эрисмана по состоянию здоровья и физическому развитию детей и подростков Глуховской мануфактуры, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов, Г.П.Сальникова проводила систематическое изучение динамики физического развития школьников. Подобные исследования среди детей и подростков нашего края традиционно проводят и сотрудники нашей кафедры (Л.И.Губарева, Л.В.Лысенко). Губарева Л.И. в течение нескольких лет изучала физическое развитие детей и подростков в школах края по заказу Министерства образования. Результаты этих исследований необходимы для обновления возрастных стандартов по краю.

 Развитие возрастной физиологии  и гигиены дало существенные  практические результаты. Большие  успехи достигнуты в области  предупреждения различных детских заболеваний, значительно снизилась детская смертность, учебно-воспитательные мероприятия в настоящее время разрабатываются на научной основе, что позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.

 

  1. История развития возрастной физиологии и школьной гигиены

Физиология имеет свои специфические  методы исследования.

Главным является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. Различают естественный и искусственный (лабораторный) эксперимент. Естественный эксперимент является промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом.

 Второй метод – метод наблюдения, которым обязательно хорошо должен владеть и логопед. Однако взятый изолированно от методов лабораторного и естественного эксперимента, он не позволяет вскрывать сущность физиологических явлений и процессов в развивающемся организме ребенка. Величайший физиолог и экспериментатор И.П. Павлов писал: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет».

Метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).

 Для задач возрастной анатомии  и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

индивидуальный  метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста, пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

 

 Основными показателями физического  развития являются:

  1. соматометрические (масса тела, рост, окружность грудной клетки),
  2. соматоскопические (степень жироотложения, состояние костно-мышечной системы, степень полового созревания),
  3. физиометрические (жизненная емкость легких, сила кисти – данные обследования проводят у детей с шестилетнего возраста).

 

 Таким образом, все вышесказанное  показывает большое значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены для практической медицины и деятельности логопедов, так как ее знание обеспечивает научное обоснование учебно-воспитательного процесса, что является необходимым условием для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста, обеспечения их гармоничного развития и реализации их функциональных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

3. История развития  возрастной физиологии и школьной  гигиены

Информация о работе Предмет и задачи возрастной физиологии и школьной гигиены