Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:29, реферат
Основными задачами психолого-педагогического подхода в области профилактики нарко- и алкогольной зависимости является:
• Формирование у подростков и молодежи адекватной самооценки;
• Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе, противостояние давлению сверстников;
• Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
ОГОУ «Томский базовый медицинский колледж»
РЕФЕРАТ
На тему: «ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Выполнила:
Введение
Наркомания – это не болезнь в обычном смысле этого слова. Но это и не просто порок из числа тех, что присущи здоровым людям. Наркомания – тотальное (т.е, затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья. Человек, идущий по пути наркомана, постоянно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел, остается без работы, приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно разрушает свое тело. Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она как патологическое состояние в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в душе человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются с ним навсегда.
Наркомания похожа на увечье. Самое страшное в ней то, что наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто “балуются наркотиками” а уже не могут без них. Иногда пристрастие развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становится зависимым после первой же инъекции. Средняя продолжительность жизни человека, принимающего наркотики, примерно 7 –10 лет непрерывного злоупотребления.
Неверно считать, что наркотики используются только членами так называемых «групп риска». Большинство родителей уверены, что их дети никогда не прибегнут к наркотикам, однако это настолько тонкая и сложная вещь, что даже многие дети с хорошим воспитанием попадают в прочный круг наркомании. Статистика показывает, что 90% использующих наркотики – это лица в возрасте до 25 лет. А это значит, что чудовище разрушает главным образом силу молодости, самого созидательного, творческого, продуктивного периода жизни. Более всего склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие стресс или чувство одиночества.
«Пик» приобщения к наркотическим и токсикоманическим веществам у подростков приходится на 13 –14 лет. В целом среди подростков 15-17 лет продолжают употреблять наркотические вещества 2.8% мальчиков и 1.6% девочек.
Причины наркомании
Социальные.
Общество,
в котором мы живем, характеризуется
крайней степенью социально-психологической
и политической нестабильности. В
таких условиях везде и всегда
возникала и возникает почва
для социально-негативных явлений,
таких как преступность, падение
нравов, наркомания и алкоголизм. Девальвация
культурных ценностей, неуверенность
в завтрашнем дне плюс неумение или
неспособность части населения,
особенно подростков или молодежи,
активно справляться с
Стремительный рост наркомании за последние несколько лет свидетельствует не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество и государство оказались неспособными противостоять этому явлению.
В настоящее время существует явно недостаточное количество институтов, вплотную занимающихся организацией досуга и решением специфических для молодежной среды задач. Подростки чаще предоставлены сами себе, их воспитанием некогда заниматься ни школе ни семье, в результате чего подрастающее поколение ищет способы самореализации в уличных компаниях, непременным атрибутом которых является алкоголь и наркотики.
Биологические.
На сегодняшний день насчитывается не менее десятка основных теорий о причинах возникновения наркомании.
Самыми первыми были теории дегенеративные: наркомания – порок, свойственный вырождающимся личностям. В конце 19 начале 20 века среди психиатров и других врачей было модно связывать различные заболевания с ухудшением наследственности в семьях от поколения к поколению. Голландские психиатры утверждают что предрасположенность к наркомании может возникнуть в результате психических стрессов. Родственная к биологическим является «психиатрическая» теория, особенно широко распространенная в России, ее суть заключается в том, что наркоманией заболевают только люди, уже имеющие какое либо психическое заболевание, например, шизофрению. Следующую группу теорий можно отнести к социо психологическим. Эпидемические теории гласят, что пристрастие к наркотикам, распространяется от человека к человеку на подобии инфекционного процесса, легко возникает в социально неустойчивой среде, если туда попадает наркотик, типичный пример – героиновая наркомания среди молодежи, здесь наркотики являются чем-то вроде моды.
Факторы риска развития наркомании у подростков
Так, факторами риска употребления психоактивных веществ могут быть:
- проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;
- употребление
родителями психоактивных
- высокий
уровень семейного стресса,
- личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);
- ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
- проблемы
межличностного общения в
- регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;
- невысокое качество медицинской помощи;
- недоступность служб социальной помощи;
- высокий
уровень преступности в
- стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, доверительные отношения в семье;
- средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;
- высокая
самооценка, развитые навыки
- высокий
уровень интеллекта и
- соблюдение
общественных норм в
— высокое качество медицинской помощи;
— низкий уровень преступности в регионе;
— доступность служб социальной помощи.
Еще одним немаловажным фактором риска является недооценивание пагубного влияния наркотиков на организм. Это своеобразные мифы, которыми часто руководствуются подростки.
Миф первый. «Я только попробую, это не страшно и не опасно». Известно, что подросткам свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными. Этим они подчас и руководствуются, впервые приобщаясь к наркотикам.
Миф второй. «Я в любое время могу отказаться, я — не наркоман». Моральное состояние наркомана не содержит чувства вины, так как, по его убеждению, он не совершает преступления. Кроме того, даже если он уже не просто приобщился, а злоупотребляет наркотиками, то все равно не чувствует себя больным, он считает себя жертвой. В чем-то он, конечно, прав: наркоман — действительно жертва наркотизированной культуры, уклада жизни и пр. Жестокая обманчивость этого мифа в том, что в любое время он отказаться от наркотиков не сможет.
Миф третий. Человечество уже проиграло несколько крупных сражений в защиту своего здоровья: оно не смогло во время и адекватно ответить на никотиновый и алкогольный вызов. Человечество решило, что коль скоро люди хотят курить и пить алкогольные напитки, то в этом и состоит их благо, а значит, и благо всего общества. В этом их воля и личное право. Почему же к наркотикам надо относиться иначе?
Отсюда вытекает ложное понимание наркоманами общей стратегии действия общества в условиях брошенного ему нарковызова: чем дольше борьба, тем слабее сопротивление общества вплоть до появления лояльности к наркоманам.
Признаки, указывающие на употребление наркотиков
Это один из самых важных вопросов для людей, окружающих подростка. Причем, это касается на только “трудных детей», поскольку наркоманами становятся и вполне благополучные юноши и девушки. Поведенческие признаки применения наркотиков:
Профилактика наркомании
Комплекс мер, предупреждающих возникновение наркомании, имеет различные точки приложения в соответствии с факторами, способствующими распространению этого зла. Это могут быть меры административного и юридического характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков; меры социальной направленности, призванные укрепить авторитет и привлекательность института семьи, возрождение культурных и духовных традиций в обществе; медицинские меры, снижающие риск наркотизации, предрасположенной категории людей (группы риска); психолого – педогогические меры, направленные как на личность молодого человека, так и на полростково-молодежные группы и субкультурные образования.
Основными задачами
психолого-педагогического
Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия — информирование подростков о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социального поведения.
Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:
— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);
— профилактика в организованных общественных группах населения;
— профилактика с помощью средств массовой информации;
— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
— мотивационная профилактическая работа;
— профилактика рецидивов;
— терапия социальной средой;
— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.
Подростки, стремясь к независимости, одновременно подвержены влиянию своей рефферентной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются, как атрибуты взрослой жизни. Нередко ребята начинают их употреблять в группе сверстников или более старших ребят, неосознанно.
Поэтому отлично зарекомендовал себя такой метод профилактики наркомании, как создание подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости, где ребята-сверстники популярно и доступно объясняют о вреде наркомании, выпускают брошюры и листовки с информацией разного рода о наркотиках и последствиях их применения.
Информация о работе Профилактика наркомании у детей и подростков