Психология как наука.
Предмет и задачи психологии. Отрасли
психологии.
Психология - и очень старая
и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее
прошлое, она тем не менее вся еще в будущем.
Ее существование как самостоятельной
научной дисциплины едва насчитывает
столетие, но можно с уверенностью сказать,
что основная проблематика занимает человеческую
мысль с тех самых пор, когда человек начал
задумываться о тайнах окружающего его
мира и познавать их.
Известный психолог
конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз
сумел сказать о психологии очень лаконично
и точно: у психологии огромная предыстория
и очень короткая история. Под историей
имеется в виду тот период в изучении психики,
который ознаменовался отходом от философии,
сближением с естественными науками и
организацией собственного экспериментального
метода. Это произошло в последней четверти
XIX в., однако истоки психологии теряются
в глубине веков.
Само название предмета
в переводе с древнегреческого означает
"psyche" - душа, "logos" - наука, учение,
то есть - "наука о душе".
Согласно очень распространенному
представлению, первые психологические
воззрения связаны с религиозными
представлениями. В действительности
же, как свидетельствует подлинная
история науки, уже ранние представления
древнегреческих философов возникают
в процессе практического познания
человека, в тесной связи с накоплением
первых знаний и развиваются в
борьбе зарождающейся научной мысли
против религии с ее мифологическими
представлениями о мире вообще, о
душе в частности. Изучение, объяснение
души и является первым этапом в
становлении предмета психологии.
Психология как наука
обладает особыми качествами, которые
отличают ее от других научных
дисциплин. Как систему проверенных
знаний психологию знают немногие,
в основном только те, кто ею
специально занимается, решая научные
и практические задачи. Вместе
с тем как система жизненных
явлений, психология знакома каждому
человеку. Она представлена ему в виде
собственных ощущений, образов, представлений,
явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,
интересов, мотивов, потребностей, эмоций,
чувств и многого другого. Основные психические
явления мы непосредственно можем обнаружить
у самих себя и косвенно наблюдать у других
людей.
Предметом изучения
психологии является, прежде всего,
психика человека и животных,
включающая в себя многие субъективные
явления. С помощью одних, таких,
например, как ощущения и восприятие,
внимание и память, воображение,
мышление и речь, человек познает
мир. Поэтому их часто называют
познавательными процессами. Другие
явления регулируют его общение
с людьми, непосредственно управляют
действиями и поступками. Их называют
психическими свойствами и состояниями
личности (к ним относят потребности,
мотивы, цели, интересы, волю, чувства
и эмоции, склонности и способности,
знания и сознание). Кроме того,
психология изучает человеческое
общение и поведение, их зависимость
от психических явлений и в
свою очередь зависимость формирования
и развития психических явлений
от них.
Человек не просто
проникает в мир с помощью
своих познавательных процессов.
Он живет и действует в этом
мире, творя его для себя с
целью удовлетворения своих материальных,
духовных и иных потребностей,
совершает определенные поступки.
Для того чтобы понять и
объяснить человеческие поступки,
мы обращаемся к такому понятию,
как личность.
В свою очередь,
психические процессы, состояния
и свойства человека, особенно
в их высших проявлениях, вряд
ли могут быть осмыслены до
конца. Общение и деятельность
также поэтому составляют предмет современных
психологических исследований. Психические
процессы, свойства и состояния человека,
его общение и деятельность разделяются
и исследуются отдельно, хотя в действительности
они тесно связаны друг с другом и составляют
единое целое, называемое жизнедеятельностью
человека.
В настоящее время
психология представляет собой
весьма разветвленную систему
наук. В ней выделяется множество
отраслей, представляющих собой
относительно самостоятельно развивающиеся
направления научных исследований.
Их в свою очередь можно
разделить на фундаментальные и прикладные,
общие и специальные. Назовем лишь некоторые
из отраслей психологии: общая, социальная,
педагогическая, медицинская, возрастная,
юридическая, генетическая, военная, инженерная,
дифференциальная, психофизиология, психодиагностика,
патопсихология, психотерапия, психология
управления, психология труда и т.
д. В силу специфики нашего курса и данного
учебного пособия, мы остановимся подробнее
лишь на некоторых отраслях психологии
- общей, социальной, психологии управления
и психодиагностике.
Общая психология исследует индивида, выделяя
при этом два основных направления - психологию
познавательных процессов и психологию
личности. Познавательные процессы охватывают
ощущения, восприятие, внимание, память,
воображение, мышление и речь. С помощью
этих процессов человек получает и перерабатывает
информацию о мире, они же участвуют в
формировании и преобразовании знаний.
Личность обладает свойствами, которые
определяют дела и поступки человека.
Это - эмоции, способности, диспозиции,
установки, мотивация, темперамент, характер
и воля.
Изучение психологических
наук начинается с общей психологии,
так как без достаточно глубокого
знания основных понятий, вводимых
в курсе общей психологии, невозможно
будет разобраться в том материале,
который содержится в специальных
разделах предлагаемого курса.
Ведь трудно, наверное, представить
себе школьника, пытающегося постичь
основы высшей математики, но
не изучившего еще таблицу
умножения, не научившегося складывать
и вычитать числа.
Особое внимание в
нашем курсе будет уделено
социальной психологии, и это
не случайно. Социальная психология
- отрасль психологического знания,
имеющая короткую, но насыщенную историю
своего развития. Как самостоятельное
направление психологической науки, она
существует менее 100 лет. Официально годом
рождения социальной психологии считается
1908 год, когда одновременно вышли две книги
с аналогичным названием, заявившие себя
как первые учебники по новой гуманитарной
дисциплине. Интересно отметить, что один
учебник вышел в Америке, другой в Европе,
один был написан социологом, другой –
психологом.
Само сочетание слов
"социальная психология" указывает
на специфическое место, которое
занимает эта дисциплина в
системе научного знания. Возникнув
на стыке наук - психологии и
социологии, социальная психология
до сих пор сохраняет свой
особый статус, который приводит
к тому, что каждая из "родительских"
дисциплин довольно охотно включает
её в себя в качестве составной
части. Такая неоднозначность
положения научной дисциплины
имеет много причин. Главной из
них является объективное существование
такого класса фактов общественной
жизни, который сам по себе
может быть исследован лишь
при помощи объединённых усилий
двух наук: психологии и социологии.
С одной стороны,
любое общественное явление имеет
свой "психологический" аспект,
поскольку общественные закономерности
проявляются не иначе как через
деятельность людей, а люди
действуют, будучи наделенными
сознанием и волей.
С другой стороны,
в ситуациях совместной деятельности
людей возникают совершенно особые
типы связей между ними, связей
общения и взаимодействия, и анализ
их невозможен вне системы
психологического знания.
Другой причиной двойственного
положения социальной психологии
является сама история становления
этой дисциплины, которая вызревала
в недрах одновременно и психологического,
и социологического знания и
в полном смысле слова родилась
"на перекрёстке" этих двух
наук. Всё это создаёт немалые
трудности как в определении предмета
социальной психологии, так и в выявлении
круга её проблем.
Вместе с тем потребности
практики общественного развития
диктуют необходимость исследования
таких пограничных проблем, и
вряд ли можно "ожидать"
окончательного решения вопроса
о предмете социальной психологии.
Запросы на социально-психологические
исследования в условиях современного
этапа развития общества поступают
буквально отовсюду, сегодня особенно
в связи с тем, что радикальные
изменения происходят во всех
сферах общественной жизни.
В процессе развития
социальная психология прошла
нелёгкий путь поиска своего
предмета исследования. Если в начале
века интерес исследователей в основном
концентрировался на изучении общественной
психологии, массовых социальных явлений
(толпа, заражение в массах, нация и её
психический склад и др.), то в середине
века всё внимание было отдано исследованию
малых групп, социальных установок людей,
способов влияния на микроклимат группы
и отношения между различными людьми.
В настоящее время
перед социальной психологией
остро стоит проблема построения
общей теории социального поведения
человека. Такой теории пока нет,
так как поведение человека
в социуме - чрезвычайно сложно
и в плане изучения и в
плане прогнозирования. То, как
именно будет вести себя человек
или группа в той или иной
ситуации, определяется большим
количеством различных факторов,
учесть которые очень сложно.
Поскольку психологическая
наука в нашей стране в определении
своего предмета исходит из
принципа деятельности, можно условно
обозначить специфику социальной
психологии как изучение закономерностей
поведения и деятельности людей,
обусловленных их включением
в социальные группы, а также
психологических характеристик
самих этих групп.
Многие из открытых
в традиционной социальной психологии
явлений имеют место в любом
типе общества: межличностные отношения,
коммуникативные процессы, лидерство,
сплочённость - всё это явления,
присущие любому типу общественной
организации. Однако, констатируя
этот факт, нужно иметь в виду
два обстоятельства.
Во-первых, даже и эти
описанные в традиционной социальной
психологии явления приобретают
в различных социальных условиях
порой совершенно иное содержание.
Формально процессы остаются
теми же: люди общаются друг
с другом, у них формируются
определённые социальные установки
и т. д., но каково содержание
различных форм их взаимодействия,
какого рода установки возникают
по отношению к определённым
общественным явлениям - всё это
определяется содержанием конкретных
общественных отношений. Значит,
анализ всех традиционных проблем
приобретает новые грани. Методологический
принцип включения именно содержательного
рассмотрения социально-психологических
проблем продиктован в том числе и общественными
потребностями.
Во-вторых, новая социальная
реальность рождает порой и
необходимость новых акцентов
при исследовании традиционных
для данного общества проблем.
Так, период радикальных экономических
и политических преобразований,
происходящих сегодня в России,
требует особого внимания, например,
к проблемам этнической психологии
(особенно в связи с обострением
межнациональных конфликтов), психологии
предпринимательства (в связи
со становлением новых форм
собственности) и др.
Если исходить из
того, что социальная психология,
прежде всего, анализирует те
закономерности человеческого поведения
и деятельности, которые обусловлены
фактом включения людей в реальные
социальные группы, то первый
эмпирический факт, с которым
сталкивается эта наука, есть
факт общения и взаимодействия
людей. По каким законам развиваются
эти процессы, чем детерминированы их
различные формы, какова их структура,
наконец, какое место они занимают во всей
сложной системе человеческих отношений?
Главная задача, которая
стоит перед социальной психологией,
- раскрыть конкретный механизм "вплетения"
индивидуального в ткань социальной
реальности. Это необходимо, если
мы хотим понять, каков результат
воздействия социальных условий
на деятельность личности. Но
вся сложность заключается в
том, что этот "результат"
не может быть интерпретирован
так, что сначала существует
какое-то "несоциальное" поведение,
а затем на него накладывается
нечто "социальное". Нельзя
сначала изучить личность, а лишь
потом вписать её в систему
социальных связей. Сама личность,
с одной стороны, уже "продукт"
этих социальных связей, а с другой стороны,
- их созидатель, активный творец. Взаимодействие
личности и системы социальных связей
(как макроструктуры - общества в целом,
так и микроструктуры - непосредственного
окружения) не есть взаимодействие двух
изолированных самостоятельных сущностей,
находящихся одна вне другой. Исследование
личности есть всегда другая сторона исследования
общества.
Значит, важно с самого
начала рассмотреть личность
в общей системе общественных
отношений, каковую и представляет
собой общество, то есть в некотором
"социальном контексте". Этот "контекст"
представлен системой реальных
отношений личности с внешним
миром. Но всё дело в том,
что содержание, уровень этих
отношений человека с миром
весьма различны: каждый индивид
вступает в отношения, но и
целые группы также вступают
в отношения между собой и,
таким образом, человек оказывается
субъектом многочисленных и разнообразных
отношений.
Общественные отношения
носят безличный характер; их
сущность не во взаимодействии
конкретных личностей, но, скорее,
во взаимодействии конкретных
социальных ролей.
Социальная роль есть
фиксация определённого положения,
которое занимает тот или иной
индивид в системе общественных
отношений. В действительности каждый
индивид выполняет не одну, а несколько
социальных ролей: он может быть бухгалтером,
женой, матерью, членом профсоюза, игроком
сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан
человеку при рождении (например, быть
женщиной или мужчиной - но и здесь сегодня
наука шагнула вперёд, поэтому страстно
желающие могут изменить не только имя,
но и свой пол), другие приобретаются прижизненно.