Роль игры в процессе воспитания ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:00, реферат

Описание

За последние пятнадцать лет проведено множество отдельных исследований по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Вот некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К.

Работа состоит из  1 файл

Роль игры в процессе воспитания ребёнка....docx

— 39.72 Кб (Скачать документ)

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую  составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и  выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в  игре осмысленное выражение. Главная  функция игры состоит в том, чтобы  превращать нечто, невообразимое в  реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. «Манипулируя игрушками, ребенок может  показывать более адекватно, чем  выразить в словах, как он относится  к себе, к значимым взрослым, к  событиям в своей жизни» (Ginott, 1961).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды игр

 

По мере того как дети растут, их игры меняются. Маленькие дошкольники  играют с другими детьми, обсуждают  то, что происходит вокруг, и обмениваются игрушками. Но во время этих интеракций они не ставят перед собой каких-то целей и не устанавливают для  своих игр правил. Дети постарше могут играть вместе и помогать друг другу в деятельности, преследующей определенную цель. Дошкольникам нравится строить и создавать что-то из различных материалов, а также  разыгрывать роли, пользуясь какими-то бутафорскими предметами.

Все виды игр имеют свои особенности  и назначение, но между ними нет  явно обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться  друг на друга. Ниже мы опишем некоторые  виды наиболее типичных детских игр.

 

    • Сенсорные игры

 Цель этого вида игры: приобретение  сенсорного опыта ради самого  этого опыта. Дети могут без  конца плескаться водой, жевать  травинки, греметь посудой и отрывать  у цветов лепестки - только ради  того, чтобы насладиться новыми  звуками, запахами, вкусовыми и  тактильными ощущениями. Благодаря  сенсорной игре дети узнают  о своих физических и чувственных  возможностях, а также о свойствах  вещей, которые их окружают.

 

    • Моторные игры

Бег, прыжки, вращения - вот некоторые  из бесчисленных разновидностей игр  с движением, удовольствие от которых  дети получают в силу самой игры. Игра, предполагающая постоянную смену ощущений движения, одна из первых, которым предаются младенцы, играя со слюной «<пуская пузыри») или просто раскачиваясь из стороны в сторону. Младенцы, при участии взрослых, могут подолгу совершать одни и те же движения, которые не только дают эмоциональный заряд детям, но и являются для них хорошим, лишенным неприятных ощущений упражнением в координировании движений своего тела. Моторные игры часто инициируются взрослыми и являются для младенцев одной из первых возможностей общения с окружающими. Как правило, дети начинают играть в подобные игры с другими детьми не ранее, чем им исполнится 3 года (Garvey, 1990).

 

 

    • Игра-возня

Родители и воспитатели часто  пытаются отучить детей от игр, которые  превращаются в потасовки и которые  малышам так нравятся. Родители обычно стараются уменьшить детскую  агрессивность и не допустить  драки между детьми. Но игра-возня - это драка понарошку, а не настоящая драка. Недавние исследования свидетельствуют, что подобная игра приносит ребенку немалую пользу. Она не только дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой. Более того, дети учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым (Pellegrini, 1987) . Устраивать «кучу-малу» свойственно детям всех стран мира (Boulton, & Smith, 1989). Мальчики предаются этим играм чаще, чем девочки; одно из исследований показало, что в США мальчики посвящают игре-возне примерно в три раза больше времени, чем девочки (DiPetro, 1981).

 

    • Языковые игры

Дети любят играть со словами. Они  экспериментируют с ритмическим  строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое. значение. Дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают. Они используют эту игру в качестве своеобразного амортизатора проявлений раздражения и негодования. Основная функция речи - передача наполненных смыслом сообщений - отходит в этой игре на задний план. Детей интересует сама речь; они играют с ее звуками, формами и смысловыми оттенками.

 

    • Ролевые игры и имитации

Один из основных видов игр заключается  в разыгрывании различных ролей  и ситуаций: дети играют в дочки-матери, копируют родителя, уходящего на работу, изображают няню, космонавта, шофера. Такая  игра, называемая сюжетно-ролевой, включает в себя не только имитацию чего-то поведения, но также значительный элемент и  новые способы взаимодействия. С  помощью имитационной игры дети знакомятся с социальными отношениями, нормами, традициями и другими аспектами  культуры.

 

Роль игры в психическом  развитии ребенка

 

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное  значение.

 

Влияние игры на общее  развитие ребенка

 

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться  произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются  лучше и запоминают больше, чем  в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить  и припомнить) выделяется для ребенка  раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка  сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая  игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает  ребенка к целенаправленному  сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней  оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка  дошкольного возраста. В игре ребенок  учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое  игровое название и действует  с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с  предметами-заместителями ребенок  учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается  мыслить о предметах и действовать  с ними в умственном плане. Таким  образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит  к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и  особенно реальных взаимоотношений  ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку  зрения других людей, предвосхитить  их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное  поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой  деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать  на себя различные роли. Эта способность  ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного  возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и  многие игровые действия. Дети научаются  отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может  в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает  фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку  и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая  Катя обнаружила свойственный ей самой  способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка  заключается в том, что через  нее он знакомится с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для  установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно  слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок  часто разыгрывает тот или  иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются  между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет  блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции  распределяются между несколькими  детьми. Интерес к рисованию, конструированию  первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции  в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем  дошкольном возрасте интерес переносится  на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается  от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей  деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя, он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.

 

Игра и учение

 

Игра удовлетворяет многие потребности  ребенка - потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и  поэкспериментировать в безопасной ситуации. Игру называют «работой»  детей, из-за того значения, которое  она имеет в развитии маленького ребенка. Она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности  для того, чтобы ребенок мог  отточить и расширить только что  приобретенные им интеллектуальные умения. Игра отличается от любого другого  вида деятельности. В силу самой  своей природы она не направлена на достижение какой-то объективной  цели. Каждый, кто хоть раз наблюдал за тем, что происходит на оживленной детской площадке, может подтвердить: дети выплескивают свою энергию ради того, чтобы получить наслаждение  от самого процесса игры. Катерин Гарви (Garvey, 1990) дала такую характеристику игре: ей занимаются ради одного удовольствия; игра не преследует какой-то иной цели, нежели та, которая заложена в ней самой; она начинается по инициативе самих играющих; требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее; связана с другими сторонами жизни, содействуя социальному росту и развитию творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог этой работы, можно сказать, что игровые умения у детей  формируются достаточно быстро. Для  совместной игры с ребенком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени  на формирование игры у ребенка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную  деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Поэтому потраченное  время и силы взрослых окупятся сполна.

Через общение с ребенком взрослый проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребенком обернется потом отчужденностью, непонятностью ребенка – родителями, родителей – детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.

В дошкольном детстве основой общения  взрослого с ребенком является совместная деятельность, протекающая преимущественно  в форме игры. Когда ребенок  подрастает, общение взрослого с  ним примет другие формы, а пока основное – игра!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с детьми», -М.: Академический Проект,  2001г.;
  2. В.С. Мухина  «Детская психология», - М.:  Просвещение 1985г.;
  3. Грейс Крайг  «Психология развития», - СПБ.: Издательство «Питер», 2000г.;
  4. Г.Л. Лэндрет  «Игровая терапия: искусство отношений», - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.;
  5. Д.Б. Эльконин  «Психическое развитие в детских возрастах», - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1995г.;
  6. Д.Б. Эльконин  «Психология игры», - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999г.;
  7. http://womans-life.org/deti/vospitanie-detey/173-vospitanie-v-processe-igry-znachenie-igr.html;
  8. http://studentochka.ru/liter/12737.html.

 

 


Информация о работе Роль игры в процессе воспитания ребёнка