Российский фармацевтический рынок на фоне экономики страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Финансово-экономический кризис 2008-2009 года затронул и Россию. В первую очередь, это выразилось в снижении ВВВ страны. Объем ВВП России за 2009г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 39016,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%.

Работа состоит из  1 файл

Фармацеф.docx

— 135.92 Кб (Скачать документ)

1.Российский фармацевтический  рынок  на фоне экономики  страны.

Финансово-экономический  кризис 2008-2009 года затронул и Россию. В первую очередь, это выразилось в снижении ВВВ страны. Объем ВВП России за 2009г.,  по предварительной оценке,  составил в текущих ценах 39016,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%.

Российская экономика  носит экспортно-сырьевой характер.  Было нетрудно предположить,  что в условиях кризиса экспортные доходы снизятся,  однако о конкретных показателях можно было только догадываться.  Опубликованная статистика не оставила надежд даже самым заядлым оптимистам -  снижение экспортной выручки от нефти и газа,  во многом формирующей доходы бюджета, оказалось более чем значительным. Экспорт России в 2009г. составил 301,6 млрд. долл. и по сравнению с 2008г. уменьшился на 35,5%;  импорт снизился на 37,3%  и составил 167,4  млрд. долл. Все это естественным образом нашло отражение в торговом балансе, чье положительное сальдо по итогам года сократилось на 33% -  до 134,3 млрд. долл. Как и в прежние годы, отойти от сырьевой модели экспорта не удалось -  большую его часть составили топливно-энергетические товары. Другими словами,  в структуре торгового баланса страны мало что изменилось - только продавать стали меньше и дешевле.

На фоне падения основных показателей развития экономики  России рост фармацевтического рынка России удивляет.

График 1.

Индекс реального объема ВВП и валовой добавленной  стоимости по

видам экономической деятельности

На фоне падения других сегментов и рынков,  рост потребления лекарств в 22%  выглядит впечатляющим.  Для примера,  продажи автомобилей сократились вдвое,  оптовая и розничная торговля в целом уменьшилась по сравнения с 2008 годом на 8%

Потребление лекарств –  одна из немногих отраслей, где объем  продаж в 2009  году вырос относительно 2008  года.  Люди в кризис не стали тратить меньше. Здоровье  - это та область жизни, где не принято экономить. На графике 2-3  представлена динамика объема фармацевтического рынка России в 2008-2009 гг. в розничных ценах. 

График 2. Емкость фармрынка млрд. руб. в ценах конечного потребления

 

График 3. Емкость фармрынка млн. дол. в ценах конечного потребления

Фармацевтический рынок  России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий сегмент  фармрынка включает в себя аптечные продажи лекарств и парафармацевтики (товаров для красоты и здоровья, не лекарственный ассортимент)  без учета продаж по Программе Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО).

Государственный сегмент  фармрынка включает в себя аптечные продажи ГЛС по Программе ДЛО, а также реализацию через ЛПУ.

За прошедший год емкость  рынка составила 538 млрд. руб. (или 17,1 млрд.  дол.),  что на 18%  больше,  чем в 2008  году.  Несмотря на падение рынка в долларах, важным остается тот факт, что в национальной валюте (в рублях) рынок вырос.

На графике №4  приведен вклад различных сегментов в  общий рост фармацевтического рынка.

График 4.Структура роста  фармацевтического рынка (Источник DSM Group)

Наибольшие темпы роста  демонстрирует коммерческий сегмент  лекарств – 22% (сравнимо с показателями 2008  года – 25%).  Высокий показатель обеспечен ростом цен на лекарства,  а не увеличением натурального потребления.  Влияние кризиса на фармацевтический рынок выразилось в снижении количества продаваемых упаковок на 6%.  При  этом инфляция была наибольшей за последние годы – 16,2%, a с учетом роста начиная с 2008  года  (с января 2008  года по декабрь 2009  года)  цены выросли на 30%., тогда как ранее этот показатель не превышал 3-4% в год.  Объем реализации в 2009 году в коммерческом сегменте составил около 290 млрд. руб. (9,1 млрд. дол.).

Государство является активным игроком на фармацевтическом рынке, но не только в плане законодательного регулирования, но и как софинансист потребления лекарств. В 2009 году доля государственных средств на рынке составила порядка 25%.  Реструктуризация программы ДЛО и полное выполнение заложенных бюджетов позволяет увеличиваться сегменту ДЛО на уровне роста рынка.  Финансирование ЛПУ закладывается с меньшим ростом. Именно поэтому в общем государственный сегмент ГЛС вырос в 2009 году менее всего.

Основными участниками фармрынка  являются аптечные сети, дистрибьюторы и производители. Сложно оценить важность каждого звена, но территориальная особенность России делает дистрибьюторов локомотивом развития    рынка.  Расширенная филиальная сеть по всей стране у крупнейших дистрибьюторов –  залог обеспечения лекарствами населения в любой точке Российской Федерации.  Именно поэтому концентрация в сегменте дистрибьюторов самая сильная.

График 5. Концентрация участников фармрынка в % (Источник DSM Group)


Информация о работе Российский фармацевтический рынок на фоне экономики страны