Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:06, курсовая работа
Финансово-экономический кризис 2008-2009 года затронул и Россию. В первую очередь, это выразилось в снижении ВВВ страны. Объем ВВП России за 2009г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 39016,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%.
1.Российский фармацевтический рынок на фоне экономики страны.
Финансово-экономический кризис 2008-2009 года затронул и Россию. В первую очередь, это выразилось в снижении ВВВ страны. Объем ВВП России за 2009г., по предварительной оценке, составил в текущих ценах 39016,1 млрд. рублей. Его реальный объем относительно 2008г. составил 92,1%.
Российская экономика носит экспортно-сырьевой характер. Было нетрудно предположить, что в условиях кризиса экспортные доходы снизятся, однако о конкретных показателях можно было только догадываться. Опубликованная статистика не оставила надежд даже самым заядлым оптимистам - снижение экспортной выручки от нефти и газа, во многом формирующей доходы бюджета, оказалось более чем значительным. Экспорт России в 2009г. составил 301,6 млрд. долл. и по сравнению с 2008г. уменьшился на 35,5%; импорт снизился на 37,3% и составил 167,4 млрд. долл. Все это естественным образом нашло отражение в торговом балансе, чье положительное сальдо по итогам года сократилось на 33% - до 134,3 млрд. долл. Как и в прежние годы, отойти от сырьевой модели экспорта не удалось - большую его часть составили топливно-энергетические товары. Другими словами, в структуре торгового баланса страны мало что изменилось - только продавать стали меньше и дешевле.
На фоне падения основных показателей развития экономики России рост фармацевтического рынка России удивляет.
График 1.
Индекс реального объема ВВП и валовой добавленной стоимости по
видам экономической деятельности
На фоне падения других сегментов и рынков, рост потребления лекарств в 22% выглядит впечатляющим. Для примера, продажи автомобилей сократились вдвое, оптовая и розничная торговля в целом уменьшилась по сравнения с 2008 годом на 8%
Потребление лекарств – одна из немногих отраслей, где объем продаж в 2009 году вырос относительно 2008 года. Люди в кризис не стали тратить меньше. Здоровье - это та область жизни, где не принято экономить. На графике 2-3 представлена динамика объема фармацевтического рынка России в 2008-2009 гг. в розничных ценах.
График 2. Емкость фармрынка млрд. руб. в ценах конечного потребления
График 3. Емкость фармрынка млн. дол. в ценах конечного потребления
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.
Коммерческий сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи лекарств и парафармацевтики (товаров для красоты и здоровья, не лекарственный ассортимент) без учета продаж по Программе Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО).
Государственный сегмент фармрынка включает в себя аптечные продажи ГЛС по Программе ДЛО, а также реализацию через ЛПУ.
За прошедший год емкость рынка составила 538 млрд. руб. (или 17,1 млрд. дол.), что на 18% больше, чем в 2008 году. Несмотря на падение рынка в долларах, важным остается тот факт, что в национальной валюте (в рублях) рынок вырос.
На графике №4 приведен вклад различных сегментов в общий рост фармацевтического рынка.
График 4.Структура роста фармацевтического рынка (Источник DSM Group)
Наибольшие темпы роста демонстрирует коммерческий сегмент лекарств – 22% (сравнимо с показателями 2008 года – 25%). Высокий показатель обеспечен ростом цен на лекарства, а не увеличением натурального потребления. Влияние кризиса на фармацевтический рынок выразилось в снижении количества продаваемых упаковок на 6%. При этом инфляция была наибольшей за последние годы – 16,2%, a с учетом роста начиная с 2008 года (с января 2008 года по декабрь 2009 года) цены выросли на 30%., тогда как ранее этот показатель не превышал 3-4% в год. Объем реализации в 2009 году в коммерческом сегменте составил около 290 млрд. руб. (9,1 млрд. дол.).
Государство является активным игроком на фармацевтическом рынке, но не только в плане законодательного регулирования, но и как софинансист потребления лекарств. В 2009 году доля государственных средств на рынке составила порядка 25%. Реструктуризация программы ДЛО и полное выполнение заложенных бюджетов позволяет увеличиваться сегменту ДЛО на уровне роста рынка. Финансирование ЛПУ закладывается с меньшим ростом. Именно поэтому в общем государственный сегмент ГЛС вырос в 2009 году менее всего.
Основными участниками фармрынка являются аптечные сети, дистрибьюторы и производители. Сложно оценить важность каждого звена, но территориальная особенность России делает дистрибьюторов локомотивом развития рынка. Расширенная филиальная сеть по всей стране у крупнейших дистрибьюторов – залог обеспечения лекарствами населения в любой точке Российской Федерации. Именно поэтому концентрация в сегменте дистрибьюторов самая сильная.
График 5. Концентрация участников фармрынка в % (Источник DSM Group)
Информация о работе Российский фармацевтический рынок на фоне экономики страны