Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:35, реферат
Школьная гигиена — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе.
Школьная гигиена — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst д ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40—50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).
Массовые исследования школьников,
произведенные у нас и за границей,
обнаружили с несомненностью тот
факт, что школа, главным образом
благодаря своим
Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.
1. Гигиена школьника
Гигиена — область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.
Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.
Наш организм приспособлен
к ритмичной работе. Мы встаем и
ложимся спать, занимаемся, трудимся,
едим и отдыхаем приблизительно в
одно и то же время; в нервной системе
формируется динамический стереотип
— система условнореф-
Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой — ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.
Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.
Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.
Обувь должна быть легкой, эластичной,
хорошо вентилируемой и правильно
подобранной по ноге. При длительном
использовании узкой обуви
Дорога в школу для многих — хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.
Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.
Учеба не только дает знания,
умения, навыки, но и тренирует физические
и умственные способности, совершенствует
память, воображение, мышление, волю, чувства,
готовит к труду. Для любой
работы, физической и умственной, характерны
три периода. Первый период — врабатывание,
когда человек приступает к работе.
Второй — оптимальная
Самые трудные задания
целесообразно выполнять во время
оптимальной работоспособности. При
переходе от одних занятий к другим
следует делать небольшие перерывы,
не более 5—10 мин. Более длительные
перерывы нарушают состояние оптимальной
работоспособности, а более короткие
лишают человека полноценного отдыха.
Во время перерыва хозаболеваний
или теплового перегрева
Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5—10 мин и доводя до 20—60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.
Употребление алкоголя приводит
к расширению сосудов кожи, увеличению
теплоотдачи и легкому
С наступлением третьего периода
(истощение) работу надо прекратить и
отдохнуть. Различают отдых активный,
связанный с переменой
Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.
Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.
Важная проблема — борьба
с инфекционными, функциональными
заболеваниями, а также с травмами.
Скопление большого числа людей
в одном помещении —
Во время уроков труда,
физики, химии, биологии и других предметов
важно тщательно соблюдать
Перед допуском к сельхозмашинам
и перед другими
Необходимо правильно питаться и соблюдать рациональный питьевой режим. Калорийность пищи зависит от многих причин: от возраста, энергетических затрат, климатических условий. В среднем для учащихся младших и средних классов необходимо 2000—2500 ккал в сутки, а для старшеклассников — 2500—3000 ккал. Вредно как недоедание, так и переедание. Недостаток питания у детей и подростков часто приводит к отклонениям в деятельности больших полушарий головного мозга и задержке интеллектуального и физического развития, переедание — к избыточной массе тела.
Спать желательно ложиться в одно и то же время. Комнату перед сном надо хорошо проветрить. Температура в спальне не должна превышать 18° С.
Помните, что ваше здоровье и работоспособность во многом зависят от вас самих.
2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад
или школу с чистыми руками
- это гигиеническое или
Большое значение в профилактике
различных заболеваний