Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:28, реферат
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
СЭВ представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Синдром эмоционального выгорания |
Синдром
эмоционального выгорания (СЭВ) — это
долговременная стрессовая реакция, или
синдром, возникающий вследствие продолжительных
профессиональных стрессов.
СЭВ представляет
собой процесс постепенной СЭВ — это
выработанный личностью механизм психологической
защиты в форме полного или частичного
исключения эмоций в ответ на избранные
психотравмирующие воздействия. Он представляет
собой приобретенный стереотип эмоционального,
чаще всего профессионального поведения.
Выгорание — отчасти функциональный стереотип,
поскольку позволяет дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы.
В то же время могут возникать его дисфункциональные
следствия, когда выгорание отрицательно
сказывается на исполнении профессиональной
деятельности и отношениях с партнерами. Первые работы
по выгоранию появились в 70-е годы
в США. Одним из основоположников
идеи выгорания является H. Frendenberger, американский
психиатр, работавший в альтернативной
службе медицинской помощи. В 1974 году он
описал феномен и дал ему название burnout
для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся
в интенсивном и тесном общении с клиентами
(пациентами) в эмоционально нагруженной
атмосфере при оказании профессиональной
помощи. Другой основоположник идеи выгорания
— K. Maslac (1976), социальный психолог, определила
это понятие как синдром физического и
эмоционального истощения, включая развитие
отрицательной самооценки, негативного
отношения к работе, утрату понимания
и сочувствия по отношению к клиентам
или пациентам. Первоначально под СЭВ
подразумевалось состояние изнеможения
с ощущением собственной бесполезности.
Позже симптоматика данного синдрома
существенно расширилась за счет психосоматического
компонента. Исследователи все больше
стали связывать синдром с психосоматическим
самочувствием, относя его к состояниям
предболезни. В настоящее время СЭВ входит
в рубрику Международной классификации
болезней. Распространенность СЭВ Среди профессий,
при которых СЭВ встречается
наиболее часто (от 30 до 90% работающих),
можно отметить врачей, психологов,
социальных работников, учителей, работников
правоохранительных органов, спасателей Этиологические аспекты СЭВ Главной причиной
СЭВ считается психологическое,
душевное переутомление. Когда требования
(внутренние и внешние) длительное время
преобладают над ресурсами (внутренними
и внешними), у человека нарушается состояние
равновесия, которое неизбежно приводит
к СЭВ. К профессиональным
факторам риска относят: «помогающие»,
альтруистические профессии, где сама
работа обязывает оказывать помощь
людям (врачи, медицинские сестры). Также
предрасполагает к выгоранию и работа
с «тяжелыми» клиентами. В медицине это
геронтологические, онкологические пациенты,
агрессивные и суицидальные больные, пациенты
с зависимостями Принципы диагностики СЭВ Выделяют три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе: перестают испытывать сострадание к пациенту, эмоционально отстраняются. В крайних проявлениях человека практически не волнует профессиональная деятельность; ни положительные обстоятельства, ни отрицательные не вызывают эмоционального отклика. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение от работы, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания. Существует двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят: — эмоциональное истощение — «аффективный» фактор относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение; —
деперсонализация — «установочный»
фактор проявляется в изменении отношения
к пациентам и к себе. Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ. 1.
Физические симптомы:— усталость,
физическое утомление, истощение; 2.
Эмоциональные симптомы: — недостаток
эмоций; 3.
Поведенческие симптомы: — рабочее
время больше 45 часов в неделю; 4.
Интеллектуальное
состояние: — уменьшение интереса к
новым теориям и идеям в работе; 5.
Социальные симптомы: — нет времени
или энергии для социальной активности; Среди производственных стресс-факторов можно выделить: — физические (вибрация,
шум, загрязненная атмосфера); Согласно концепции Г. Селье, работа в стрессовой обстановке всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может как вызвать острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество стресс-реакций возрастает благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах. СЭВ рассматривается многими авторами как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий системы «человек — человек»: врачей, медицинского персонала. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Выгорание имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации. Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры в геронтологических клиниках. Условия деятельности медицинских сестер нередко становятся причиной возникновения СЭВ. Их рабочий день — это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий медик — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Выделено
три типа медицинских сестер, которым
грозит СЭВ: 1-й тип — «педантичный»;
основные характеристики этого типа:
добросовестность, возведенная в абсолют;
чрезмерная, болезненная аккуратность,
стремление в любом деле добиться образцового
порядка (пусть и в ущерб себе); 2-й тип —
«демонстративный»; люди этого типа стремятся
первенствовать во всем, всегда быть на
виду; им свойственна высокая степень
истощаемости при выполнении незаметной,
рутинной работы; 3-й тип — «эмотивный»;
впечатлительные и чувствительные люди;
их отзывчивость, склонность воспринимать
чужую боль как собственную граничит с
патологией, с саморазрушением. Большая роль в борьбе с СЭВ принадлежит прежде всего самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности. 2) Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. 3) Овладение
умениями и навыками 4) Профессиональное
развитие и 5) Избегание
ненужной конкуренции. В жизни
очень много ситуаций, когда мы
не можем избежать конкуренции. 6) Эмоциональное
общение. Когда человек 7) Поддержание
хорошей физической формы. Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: 1) стараться
рассчитывать и обдуманно 2) учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; 3) проще относиться к конфликтам на работе; 4) не пытаться всегда и во всем быть лучшими. Первое направление должно быть нацелено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. Второе направление — развитие навыков вербального и невербального общения, которые необходимы для налаживания благоприятных взаимоотношений с коллегами и руководством. Этому может способствовать проведение с сотрудниками групповых тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков. Третье направление — нивелирование негативного влияния ряда профессиональных и личностных факторов,способствующих СЭВ. Необходима работа по развитию у сотрудников умений разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения; способности достигать поставленных целей и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например тренинги по обретению уверенности в себе, самораскрытию, личностному росту, способности к принятию решений и т.п. Профилактикой
СЭВ является правильная организация
профессиональной деятельности. При приеме
на работу сотрудника руководитель должен
рассматривать его как ценный ресурс для
реализации задач организации. Особенности
профессии, эмоциональная включенность
и СЭВ требуют определенных условий организации.
Это наличие наставничества, проведение
дебрифингов, повышение квалификации.
Индивидуальное консультирование по вопросам
профессиональной деятельности (например,
профориентация). Профессионалы, которые
занимаются психотерапией, консультированием,
должны иметь иные условия на работе, которые
учитывали бы особенности профессии. Рекомендации по профилактике СЭВ следующие: Утверждения для внутреннего настроя: — не бояться
допустить ошибку в работе; — лишать пациентов
возможности совершить неблаговидный
поступок; |