Синдром эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:28, реферат

Описание

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
СЭВ представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Работа состоит из  1 файл

Синдром эмоционального выгорания медицинских работников в геронтологической практике.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)
 
Синдром эмоционального выгорания      
 
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это  долговременная стрессовая реакция, или  синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

СЭВ представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах  эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. 
В литературе в качестве синонима термина «синдром эмоционального выгорания» используется термин «синдром психического выгорания».

СЭВ — это  выработанный личностью механизм психологической  защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. 
Рядом авторов СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является H. Frendenberger, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 году он описал феномен и дал ему название burnout для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Другой основоположник идеи выгорания — K. Maslac (1976), социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В настоящее время СЭВ входит в рубрику Международной классификации болезней. 
 
 
 
 

Распространенность  СЭВ

Среди профессий, при которых СЭВ встречается  наиболее часто (от 30 до 90% работающих), можно отметить врачей, психологов, социальных работников, учителей, работников правоохранительных органов, спасателей 
Среди медицинских сестер в геронтологических больницах признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженную фазу истощения имеют 8,8% респондентов в возрасте 51–60 лет со стажем работы более 10 лет 
По данным английских исследователей, среди врачей геронтологов обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей принимает медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране среди врачей-геронтологов, у 26% отмечен высокий уровень тревожности и у 37% — субклиническая депрессия. 
Данные о распространенности СЭВ подчеркивают его медико-социальную значимость, поскольку СЭВ снижает качество профессиональной деятельности работников.
 

Этиологические  аспекты СЭВ

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ. 
Установлена связь наблюдавшихся изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия длительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечаются необходимость работать в строго установленном режиме, большая эмоциональная насыщенность самого акта взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение с пациентами происходит час за часом, день за днем многие годы, а реципиентами выступают люди больные, с тяжелой судьбой, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

К профессиональным факторам риска относят: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям (врачи, медицинские сестры). Также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами. В медицине это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями 
Развитию СЭВ способствуют личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
 
 

Принципы  диагностики СЭВ

Выделяют три ключевых признака СЭВ.

Развитию  СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак — истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым  признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе: перестают испытывать сострадание к пациенту, эмоционально отстраняются. В крайних проявлениях человека практически не волнует профессиональная деятельность; ни положительные обстоятельства, ни отрицательные не вызывают эмоционального отклика. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение от работы, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса выгорания.

Существует  двухфакторный подход, согласно которому в СЭВ входят:

— эмоциональное истощение  — «аффективный» фактор относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;

— деперсонализация — «установочный» фактор проявляется в изменении отношения к пациентам и к себе. 
СЭВ является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ.

1. Физические симптомы:— усталость, физическое утомление, истощение; 
— уменьшенный или увеличенный вес; 
— недостаточный сон, бессонница; 
— плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); 
— затрудненное дыхание, одышка; 
— тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; 
— повышение артериального давления; 
— язвы и воспалительные заболевания кожи; 
— болезни сердечно-сосудистой системы.

2. Эмоциональные симптомы: — недостаток эмоций; 
— пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; 
— безразличие, усталость; 
— ощущение фрустрации, беспомощности, безнадежности; 
— раздражительность, агрессивность; 
— тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; 
— депрессия, чувство вины; 
— истерики, душевные страдания; 
— потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; 
— увеличение деперсонализации, своей или других (люди становятся безликими, как манекены); 
— преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы: — рабочее время больше 45 часов в неделю; 
— во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть; 
— безразличие к еде; стол скудный, без изысков; 
— малая физическая нагрузка; 
— оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; 
— несчастные случаи (например, падения, травмы, аварии и т.д.); 
— импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальное  состояние: — уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; 
— уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); 
— увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; 
— увеличение предпочтения стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; 
— цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; 
— неохотное участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); 
— формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы: — нет времени или энергии для социальной активности; 
— уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; 
— социальные контакты ограничиваются работой; 
— скудные взаимоотношения с другими людьми как дома, так и на работе; 
— ощущение изоляции, непонимания других и другими; 
— ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Среди производственных стресс-факторов можно выделить:

— физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); 
— физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); 
— социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); 
— структурно-организационные (организационный стресс).

Согласно концепции  Г. Селье, работа в стрессовой обстановке всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может как вызвать острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-фактора возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни: ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др. Количество стресс-реакций возрастает благодаря действию «принципа ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципа заразительности», особенно выраженного в производственных коллективах.

СЭВ рассматривается  многими авторами как следствие  производственных стрессов, как процесс  дезадаптации к рабочему месту или  профессиональным обязанностям. При  этом основным предрасполагающим фактором выгорания является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профессий системы «человек — человек»: врачей, медицинского персонала. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Выгорание имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

Одно  из первых мест по риску возникновения  СЭВ занимает профессия медицинской  сестры в геронтологических клиниках. Условия деятельности медицинских сестер нередко становятся причиной возникновения СЭВ. Их рабочий день — это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий медик — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Выделено  три типа медицинских сестер, которым  грозит СЭВ: 1-й тип — «педантичный»; основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть и в ущерб себе); 2-й тип — «демонстративный»; люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы; 3-й тип — «эмотивный»; впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением. 
В исследовании, проведенном у психиатрических медицинских сестер, выявлено, что СЭВ проявляется неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.

 
Другие категории медицинских  работников, особенно осуществляющих уход за тяжелыми пациентами с онкологическими  заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, работающих в реанимационных и ожоговых отделениях, также подвержены формированию СЭВ.Сотрудники профессионально «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса, связанное с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью, сложностью труда и т.п. Постепенно формирующийся в результате СЭВ снижает качество организации медицинской помощи, порождает негативное и даже циничное отношение к пациентам, психическую и физическую усталость и безразличие к работе.

Большая роль в борьбе с СЭВ принадлежит прежде всего самому работнику.  

Соблюдая  перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

 
1) Определение краткосрочных и  долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование  тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение  умениями и навыками саморегуляции.  Овладение такими психологическими  умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение  целей и положительная внутренняя  речь, способствует снижению уровня  стресса, ведущего к выгоранию.  Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное  развитие и самосовершенствование.  Одним из способов предохранения  от СЭВ является обмен профессиональной  информацией с представителями  других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание  ненужной конкуренции. В жизни  очень много ситуаций, когда мы  не можем избежать конкуренции.  Но слишком уж большое стремление  к успеху в бизнесе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СЭВ.

6) Эмоциональное  общение. Когда человек анализирует  свои чувства и делится ими  с другими, вероятность выгорания  значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание  хорошей физической формы. Между  телом и разумом существует  тесная связь. Хронический стресс  воздействует на человека, поэтому  очень важно поддерживать хорошую  физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СЭВ. 
 

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам:

1) стараться  рассчитывать и обдуманно распределять  свои нагрузки;

2) учиться  переключаться с одного вида  деятельности на другой;

3) проще  относиться к конфликтам на  работе;

4) не  пытаться всегда и во всем  быть лучшими.

 
Психологическая работа по устранению СЭВ должна включать три основных направления.

Первое  направление должно быть нацелено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Второе  направление — развитие навыков вербального и невербального общения, которые необходимы для налаживания благоприятных взаимоотношений с коллегами и руководством. Этому может способствовать проведение с сотрудниками групповых тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков. 

Третье  направление — нивелирование негативного влияния ряда профессиональных и личностных факторов,способствующих СЭВ. Необходима работа по развитию у сотрудников умений разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения; способности достигать поставленных целей и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личностному самосовершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например тренинги по обретению уверенности в себе, самораскрытию, личностному росту, способности к принятию решений и т.п.

Профилактикой СЭВ является правильная организация  профессиональной деятельности. При приеме на работу сотрудника руководитель должен рассматривать его как ценный ресурс для реализации задач организации. Особенности профессии, эмоциональная включенность и СЭВ требуют определенных условий организации. Это наличие наставничества, проведение дебрифингов, повышение квалификации. Индивидуальное консультирование по вопросам профессиональной деятельности (например, профориентация). Профессионалы, которые занимаются психотерапией, консультированием, должны иметь иные условия на работе, которые учитывали бы особенности профессии. 
В профилактических целях может быть использовано адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках выгорания и факторах риска. Могут использоваться основные приемы самовоздействия, формирования психической толерантности, позволяющие создать психологический образ, отличающийся дефензивностью. Многие из приемов могут быть использованы в профилактике СЭВ и для представителей других профессий.
 

Рекомендации  по профилактике СЭВ следующие:

Утверждения для внутреннего  настроя:

— не бояться  допустить ошибку в работе; 
— ставить достижимые психотерапевтические цели; 
— избавиться от опасения быть обиженным пациентами; 
— не принимать на свой счет выпады пациента; 
— отрицать конфликт с пациентом; 
— уменьшить масштаб собственных и обсуждаемых переживаний; 
— не допускать в собственном облике черт сибарита и сноба; 
— отказаться от идей собственной значимости; 
— рассматривать идеи самоумаления; 
— избегать чрезмерных эмоций; 
— быть сдержанным в словах и чувствах; 
— настроиться на молчаливую серьезность; 
— быть незаметным в группе больных; 
— придерживаться скромности во внешности; 
— вызвать симпатию пациента; 
— произвести приятное впечатление; 
— снискать любовь и уважение; 
— отказаться от проявления сексуального интереса; 
— проявлять добродушие; 
— стремиться быть полезным; 
— настраиваться на выполнение психотерапевтической миссии; 
— настраиваться на достижение у данного пациента качественных изменений.

 
Межличностные средства:

— лишать пациентов  возможности совершить неблаговидный поступок; 
— демонстрировать интерес к пациенту; 
— не относиться к нему как к «испорченной машине»; 
— воспринимать пациента таким, каков он есть; 
— оказывать эмоциональную поддержку пациенту; 
— демонстрировать уважение к пациенту; 
— помогать пациенту почувствовать собственную значимость; 
— быть хорошим слушателем; 
— оказывать молчаливую поддержку; 
— обращаться к пациенту в уважительной и доверительной форме; 
— избегать споров с пациентами; 
— стремиться убедить собеседника.

 

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания