Современные подходы к оценке качества сестринской помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание

Актуальность. В России сестринское дело – важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Сестринское обслуживание рассматривается как один из экономичных способов предоставления услуг в области здравоохранения. Развитие системы сестринского обслуживания является частью общей тенденции к дальнейшему повышению экономической эффективности системы здравоохранения (Поляков И.В., 1982; Ардаматский Н.А., 1997; Маймулов В.Г., 1997; Щепин О.П., 1998; Вишняков Н.И. и др., 2001; Юрьев В.К., 2000; Греков И.Г., 2001; Двойников С.И., 2003; Медик В.А., 2003; Душенков П.А., 2004; Лучкевич В.С., 2007).

Содержание

Введение
Глава 1. Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
1.1 Причины необходимости повышения качества сестринской помощи
1.2 Структурный подход к оценке качества медицинской помощи
1.3 Организация контроля качества сестринского ухода в учреждениях здравоохранения

Работа состоит из  1 файл

курсовая для всо.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

3. Главная медсестра оценивает качество работы старших медсестер Для координации и взаимодействия работы отделений, освобождения старших медсестер от несвойственных им функций, может быть создан оперативно-диспетчерский отдел, который выполняет функции стола справок, осуществляет централизованную выписку листков временной нетрудоспособности, справок, организует консультации специалистами внутри и вне учреждения, занимается доставкой биологического материала в лаборатории города, осуществляет доставку корреспонденции в отделения и из отделений в административные кабинеты и т.д. Для объективности оценки важно учитывать количество должностей по штату и фактически занятых, сколько пролечено больных, какое количество больных с дефицитом самоухода, сколько выполнено инъекций и каких, сколько инфузий, укладки биксов, обработки инструментария, количество переворачиваний больных с угрозой пролежней, сколько больных переложено на каталку, сколько дез. средств, сколько получено в аптеке лекарственных средств, данные о докармливании больных, уборке и кварцевании палат и манипуляционных кабинетов, умывании больных, измерениях температуры тела, РS, АД и т.д.

Это важно для расчета нагрузки на палатную медсестру и доли в  ней неквалифицированного труда, что  позволит в последствии выработать организационный механизм адекватной медицинской помощи, в пределах финансовой и профессиональной возможности. Комплексный подход к рассмотрению вопросов лечения, ухода, профилактики осложнений и ранней реабилитации диктует необходимость рассмотрения его в динамической системе с обратной связью, центральным звеном которой является пациент. Роль медсестры заключается в своевременной оценке состояния, сведений к минимуму риска осложнений при постоянном взаимодействии с лечащим врачом и социально уполномоченными лицами, целью которого является улучшение качества жизни больного. Для выполнения данной работы организуются сестринские школы здоровья: астма-школа сахарного диабета обучение родственников уходу за тяжелобольными специфика ухода и самоухода для больных с остаточными явлениями ОНМК; простейшие методы наблюдения и самонаблюдения (А/Д; РS); особенности диеты и питьевой режим; правила ухода за стопами; гипоаллергенная обстановка, диета и др.

Очевидно, что, большинство людей  сталкиваются с проблемой организации  ухода за больными, только когда близкие попадают в больницу с тяжелыми заболеваниями. Отвечают за проведение подготовки в школах здоровья сестры, при необходимости к проведению приглашается врач. Важно отметить, что методические рекомендации для занятий в таких школах утверждаются и контролируются зав отделением, лечащим врачом. И все же при рассмотрении модели сестринского дела, необходимо исходить из реальных условий, в которых работают наши медсестры, стойкого, выработанного десятилетиями, стереотипа взаимоотношений врач - медицинская сестра – пациент. Но, в то же время мы можем использовать уже накопленный мировой опыт, взяв из имеющихся моделей сестринского дела то, что нам ближе, понятнее и более реально в нынешних условиях. Система контроля качества сестринской помощи может быть представлена уровнями: Первый – текущая оценка качества приема и передачи дежурных смен; Второй – периодическая оценка качества ведущим специалистом манипуляционной техники, ухода; Третий – углубленная оценка качества сестринской помощи (два раза в год) по критериям; Четвертый – выявление проблем и коррекция, обсуждение в школе профессионального мастерства, обучение на семинарах. Таким образом, мероприятиями, обеспечивающими качество сестринской помощи являются:

1. подготовка кадров,

2. ресурсное обеспечение деятельности  медицинских сестер,

3. внедрение стандартов сестринской  помощи,

4. использование современных сестринских  технологий,

5. экспертиза качества с последующей  коррекцией.

В обеспечении системы качества трудно переоценить роль ведущих специалистов, школ профессионального мастерства, преподавателей медицинских колледжей и совета по качеству(если он создан).Перспективы дальнейшего развития системы управления обеспечением качества сестринской помощи заключаются в следующем: разработка стандартов по всем номенклатурам специальностей в сестринском деле, обучение сестринского персонала методике коррекции и предупреждения отклонений от стандартов, привлечение пациентов и их родственников, независимых экспертов для предупреждения возможного снижения качества сестринской помощи, создание групп качества в отделениях, участие в развитии инноваций в сестринском деле и новых сестринских технологий.

 

1.3 Организация контроля  качества сестринского ухода  в учреждениях здравоохранения

 

Этапы организации контроля КМП, оказываемой средним медицинским персоналом в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) стационарного типа. В методическом плане управление КМП представляет собой циклический процесс, включающий в себя следующие этапы:

1. Подготовительный. Планирование конкретного результата, разработка соответствующих нормативов. Определение порядка проведения экспертной оценки и анкетирования. Планирование контроля КМП.

2. Осуществление экспертной оценки  и ведение карт экспертизы.

3. Проведение социологического исследования удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием, а также удовлетворенности медицинских специалистов работой вспомогательных подразделений и служб.

4. Обработка карт экспертной оценки  и анкет, расчет показателей,  составление аналитических таблиц и передача информации на различные уровни управления. 5. Анализ полученной информации органом управления. 6. Разработка программ обеспечения качества и их реализации.

1. Подготовительный этап Основные задачи определение конкретных обязанностей, связанных с контролем и оценкой КМП; создание комиссии по обеспечению КМП и (или) назначение лиц, ответственных за осуществление программы; разработка экспертных карт, анкет, таблиц и др., необходимых для учета данных о работе ЛПУ; определение конкретных результатов лечения и роли персонала в их достижении (отдельно врачей, средних медицинских работников, обслуживающего персонала): объема проводимых лечебных мероприятий, особенно связанных с высоким риском, большим объемом и (или) требующих особого внимания; специальных индикаторов (предельных показателей), по достижении которых необходимо начинать оценку КМП; выбор методов работы; обучение персонала, привлекаемого к оценке КМП. Особое внимание обращается на правильное планирование конкретного результата (КР) в отношении каждого контрольного случая. Например, при планировании сестринского ухода за пациентами, находящимися в тяжелом состоянии, мы сталкиваемся с целым перечнем проблем. Если по каждой из них составлять отдельный план ухода, возникают вопросы: как скоординировать все пункты такого плана; в какой последовательности осуществлять такие действия, как умывание, кормление через зонд, перевязка, смена постельного белья и др.? В некоторых случаях выгоднее составлять общий план ухода сразу по нескольким проблемам. Стандартные планы обследования, наблюдения и ухода за пациентами с различными проблемами значительно облегчат работу медсестер, позволят контролировать качество ухода, могут послужить основой при обучении родственников пациентов, но слепо следовать им невозможно. Сестринский процесс предусматривает именно индивидуальный уход за каждым пациентом. Планирование КР по своему направлению осуществляет медицинский работник, оказывающий медицинскую помощь, на основе эталона КР. Каждый ожидаемый результат должен быть реально достижимым с учетом материально-технических возможностей ЛПУ и получать отражение в учетной медицинской документации. Разработку эталонов КР в каждом ЛПУ осуществляют заведующий подразделением, старшая медсестра при непосредственном участии главных медицинских специалистов учреждения по профилю на основе стандартов. Показатели КР — это параметры, которых необходимо достичь при оказании медицинской помощи определенной группе пациентов с той или иной патологией, или при выполнении различных исследований (процедур). Например, эталон КР для палатной медсестры может предусматривать по врачебным назначениям полноценное и своевременное их выполнение, а по состоянию медицинской документации — отсутствие замечаний по ее ведению и внешнему виду. Если медсестра планирует введение лекарственного средства по назначению врача, то данный пункт реализуется по алгоритму выполнения, например, внутримышечной или внутривенной инъекции. От медсестры требуется умение обосновать свои действия, объяснить, почему надо действовать так, а не по-другому. При оценке эффективности практических манипуляций много внимания уделяется общению с пациентом, его подготовке к процедуре, получению его согласия. К процессу оценки эффективности ухода обязательно должен привлекаться пациент (только он может определить, удовлетворены ли его потребности. Конечно, это не относится к пациентам с угнетенным сознанием или находящимся в бессознательном состоянии. Контроль планирования КР возлагается на заместителя главного врача по лечебной работе, главных (ведущих) специалистов, заведующих и старших медсестер подразделений, главную медсестру ЛПУ. В случае отсутствия отраслевого стандарта на объект стандартизации (конкретную медицинскую услугу, технологию ее выполнения и т.п.) или при необходимости определения требований, расширяющих установленные ОСТом, в медицинском учреждении разрабатывается Стандарт предприятия (учреждения) на данный объект стандартизации.

2. Осуществление экспертной оценки  и ведение карт экспертизы 

Оценка деятельности отдельного среднего медицинского работника складывается из следующих составляющих: профессионализм, стремление к повышению квалификации, отсутствие обоснованных жалоб со стороны пациентов. Каждый медицинский работник осуществляет экспертизу в процессе работы в порядке самоконтроля. За основу критериев оценки деятельности медсестер приняты их функциональные обязанности. Например, основными критериями оценки работы палатной медсестры являются: соблюдение должного санитарного состояния палат и сестринского поста; соблюдение стандарта профессионального общения; качество предстерилизационной обработки инструментов; соблюдение качества ухода за больными; обеспечение качества и своевременности выполнения врачебных назначений; наличие осложнений после медицинских манипуляций; соблюдение правил питания больных; ведение документации; соблюдение правил сбора и доставки анализов в лаборатории; соблюдение лечебно-охранительного режима в отделении; соблюдение правил подготовки больных к рентгенологическим, лабораторным, эндоскопическим и другим исследованиям, оперативным вмешательствам; наличие обоснованных жалоб пациентов. Основными критериями оценки работы медсестры процедурного кабинета являются: соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в процедурном кабинете; своевременное выполнение врачебных назначений; соблюдение стандарта профессионального общения; соблюдение стандарта выполнения манипуляций, типовых правил введения лекарств; соблюдение качества дезинфекции и предстерилизационной обработки; наличие осложнений после манипуляций; соблюдение правил и сроков хранения лекарственных средств; соблюдение правил сбора и доставки анализов в лабораторию; ведение документации; наличие обоснованных жалоб пациентов Результаты работы среднего медицинского персонала ЛПУ стационарного типа представлены: полноценным и своевременным выполнением врачебных назначений; качественным уходом за больными; соблюдением санитарно-эпидемиологического режима; должным состоянием медицинской документации; состоянием медицинского оборудования, инструментария и предметов ухода. В зависимости от профиля подразделения каждый из этих пунктов получает соответствующее значение. Например, уход за больным для палатной медсестры означает гигиенический туалет, кормление больного, сопровождение тяжелобольного на процедуры и др.; для медицинской сестры-анестезиста — укладывание больного на операционный стол, беседу с больным. Должное состояние медицинского оборудования для операционной медсестры означает готовность операционного инструментария к предстоящей операции, для медицинской сестры-анестезиста — готовность наркозной и дыхательной аппаратуры, систем для трансфузионной терапии и т.д.Старшая медсестра отделения не реже 1 раза в неделю проводит проверку выполнения каждой медсестрой должностных обязанностей. Определение случаев, подлежащих экспертизе, осуществляется путем непреднамеренного отбора, когда каждый случай участия в оказании медицинской помощи может быть подвергнут оценке. Экспертизе могут подлежать за 1 день работы или за 1 дежурство несколько видов деятельности медсестры (приложение 1)Старшей медсестрой могут использоваться следующие методы проверки: изучение медицинской документации (карты, журналы, листы назначений и др.); личное наблюдение за деятельностью медсестры в повседневной деятельности; опрос больных; оценка результатов бактериологического контроля смывов, стерильности инструментария и др. Результаты проверки заносятся в специальную Карту экспертной оценки работы (приложения 2, 3, 4) и книгу контроля и экспертной оценки деятельности среднего медицинского персонала. Форма карты разрабатывается в ЛПУ. Экспертная карта оценки работы заводится персонально на каждую медсестру. Заполненная карта направляется для обработки в подразделение медицинской статистики. Главная медсестра осуществляет по каждому подразделению экспертизу (повторную экспертизу) не менее 30–50 случаев за квартал (в их число могут входить случаи, подвергшиеся оценке старшей медсестрой). Под постоянным контролем должна находиться деятельность подразделений, где в результате проводимого в учреждении анкетирования выявлены случаи неудовлетворенности пациентов отношением к нему персонала. Регулярное обсуждение результатов экспертизы в коллективе (на совете медсестер и сестринских конференциях) позволяет принимать конкретные меры по устранению дефектов в работе. При этом следует использовать систему управления КМП в практической деятельности не как инструмент поиска и наказания виновных, а как фактор совершенствования лечебно-диагностического процесса на основе вовлечения в эту работу максимального числа персонала.

3. Проведение социологического исследования

Социологическое исследование проводится с целью  формирования целостной картины  обеспечения КМП и определения  путей повышения эффективности  работы ЛПУ. Для этих целей разрабатываются анкеты, содержащие перечень вопросов, адаптированных к условиям определенного учреждения (поликлиника, стационар), подразделения и др. Образцы анкет социологического изучения мнения пациентов и сотрудников медицинского учреждения приведены в приложениях 5 и 6. Для изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью рекомендуется проводить опрос по каждому из лечебных подразделений не менее 40–50 пациентов, получивших медицинскую помощь. Анкетирование медицинского персонала необходимо проводить регулярно. Для получения более полной и объективной информации следует придерживаться принципа анонимности опроса. Заполненные анкеты передаются в подразделение медицинской статистики для обработки. Аналогичным образом проводится социологическое исследование удовлетворенности медицинского персонала работой лечебных, диагностических и вспомогательных подразделений учреждения.

В данной главе представлены понятия  и описания таких разделов как  причины необходимости повышения  качества сестринской помощи, структурный подход к оценке качества сестринской помощи, а также организация сестринского ухода в учреждениях здравоохранения. В результате этого можно отметить, что для улучшения качества обслуживания пациентов большая часть сестринской деятельности должна быть независимой, самостоятельной, но контролируемой специалистом сестринского дела. Также очевидна возможность выявление проблем качества медицинской помощи через призму общественного мнения и что мнение потребителей медицинских услуг может объективно отразить ситуацию в учреждениях здравоохранения.


Информация о работе Современные подходы к оценке качества сестринской помощи