Ученые медики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание

Гален родился около 130 г. н. э. в городе Пергаме. Его отец, Никон, человек состоятельный, был известным архитектором, хорошо разбирался в математике и философии. Чтобы дать сыну по возможности хорошее образование, он сначала занимался с ним сам, а затем пригласил видных пергамских учёных быть его учителями.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Officed.docx

— 380.38 Кб (Скачать документ)

Ученые-медики

Гален—  античный медик.

Гален родился  около 130 г. н. э. в городе Пергаме. Его  отец, Никон, человек состоятельный, был известным архитектором, хорошо разбирался в математике и философии. Чтобы дать сыну по возможности хорошее  образование, он сначала занимался  с ним сам, а затем пригласил  видных пергамских учёных быть его  учителями.

Гален готовился  стать философом и изучал труды  греческих и римских мыслителей. Но по случайному стечению обстоятельств, неправильно был истолкован сон  Галена — и он стал медиком, хотя всю жизнь продолжал интересоваться философией.

В 21 год Гален  потерял отца. Получив большое  наследство, Гален отправился в семилетнее путешествие. В Смирне он занимался  изучением философии и анатомии, в Коринфе — естествознания и  свойства лекарств, в Александрии  — опять анатомией.

Возвратившись в Пергам, Гален начал заниматься хирургией, стал врачом в школе гладиаторов. Эта работа стала для Галена настоящей  школой врачебного искусства. Он писал: «Мне часто приходилось водить рукой  хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасти их от публичного позора»[2]

В возрасте 34 лет  Гален переехал в Рим, где получил  должность придворного врача  императора Марка Аврелия и его  сына императора Коммода. Он настолько  прославился, что в Древнем Риме были выпущены в обращение монеты с его изображением.

В храме Мира Гален открыл курс лекций по анатомии не только для врачей, но и для  всех желающих. Гален, впервые применив живосечение, демонстрировал вскрытие собак, свиней, медведей, жвачных, даже обезьян. Поскольку вскрытие человеческих тел тогда считалось кощунством, изучать анатомию человека Гален  мог разве что на раненых гладиаторах  и казненных разбойниках.

Согласно Суде, Гален прожил 70 лет и скончался  около 200 г. н. э. По арабским источникам, Гален прожил 80 лет и, следовательно, его смерть датируется около 210 года[3].

Достижения

Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной  части тела, ни одного движения, называемого  произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперек, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места  разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось  ранее.

Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около  сотни.

Описал четверохолмие  среднего мозга, семь пар черепномозговых  нервов, блуждающий нерв; проводя опыты  по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками  спинного мозга.

На основе наблюдений отсутствия крови в левых отделах  сердца убитых животных и гладиаторов, а также обнаруженных им при анатомировании трупов недоношенных младенцев отверстия  в межжелудочковой перегородке  создал первую в истории физиологии теорию кровообращения (по ней считалось, в частности, что артериальная и  венозная кровь — жидкости суть разные, и коль первая «разносит  движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы»), просуществовавшую  до открытий Везалия и Гарвея.

Гален систематизировал представления античной медицины в  виде единого учения, являвшегося  теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. Гален внес свой вклад в развитие библиографии в Древнем Риме. Он является автором двух библиографических  указателей.«О порядке собственных  книг», «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением  к собранию сочинений Галена с  рекомендациями о том, в какой  последовательности их следует читать. Во введении к второму указателю  сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая  группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии  к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, работы по философии, по грамматике и  риторике.

Положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми  препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определенными способами.

Цитаты

«Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы».

«Кто хочет  созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь  анатомированием из любви к науке».

«Хороший врач должен быть философом».

«Мне часто  приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем  спасти их от публичного позора».

«Без нерва  нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

«Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим  больным посредством физических упражнений.» 
 

Авл Корне́лий Цельс (лат. Aulus Cornelius Celsus, ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) — римский философ и врач.

Оставил после  себя около 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. В трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диетике, терапии, хирургии и патологии. Заложил основу медицинской  терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов. В психиатрии известен как автор  термина «делирий». Обладая обширной эрудицией, приобретённой усердным изучением греческих источников, Цельс составил обширную энциклопедию («Artes»), обнимавшую собой философию, риторику, юриспруденцию, сельское хозяйство, военное искусство и медицину. Сохранился только отдел о медицине в виде трактата в 8 книгах («De medicina»), излагающего диететику, патологию, терапию и хирургию на основании греческих источников, преимущественно Гиппократа и Асклепиада. Хирургия изложена отчасти и на основании собственной практики. Это единственное медицинское сочинение, дошедшее до нас от лучших времён римской литературы. За чистоту и изящество языка Цельса называют Цицероном среди врачей. 

Абу Али Хусейн ибн  Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино, в латинизированной форме — Avicenna (Авице́нна); родился в селе Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — умер в г. Хамадан, 18 июня 1037 г.) — таджикский[2] [3] философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

Биография

  Авиценна в Таджикский  сомони

Мальчик с раннего  возраста проявлял исключительные способности  и одарённость. Уже к десяти годам  он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать  мусульманское законоведение в  школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного  Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет  юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В  автобиографии он упоминал, что несколько  раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии  Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов  в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут  его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить  на службу к султану Махмуду Газневи  благополучная жизнь сменилась  годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих  долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил  в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла  он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира  за попытку перейти на службу к  правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В  последние годы жизни служил в  Исфахане при дворе эмира Ала  ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество  беднякам.

Ибн Сина был  учёный, одержимый исследовательским  духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной  памятью и остротой мысли.

Лекарство для  бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн  Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно  применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования  своему самому верному ученику. После  смерти Ибн Сины ученик приступил  к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно  было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную  предыдущими снадобьями. Ученик был  так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину  земли и через несколько минут  перед учеником лежало дряхлое тело учителя [4].

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

 Латинская  копия «Канона врачебной науки»

Основные  медицинские произведения Ибн Сины:

«Канон врачебной  науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания  античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой  и чумой, описал проказу, отделив  её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество  переводов «Канона врачебной  науки» на латинский язык.

«Лекарственные  средства» («Ал-Адвият ал калбия») —  написан во время первого посещения  Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении  и проявлении пневмы, особенности  диагностики и лечения заболеваний  сердца.

«Удаление вреда  от разных манипуляций посредством  исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон  ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и  вреде вина» («Сиёсат ал-бадан  ва фазоил аш-шароб ва манофиъих  ва мазорих») — самый короткий трактат  Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о  пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия  для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о  сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о  уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и  лечебное применение различных по составу  смесей уксуса и мёда.

«Трактат о  цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные  сосуды для кровопускания» («Рисола  фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний  уха, желудка, зубов. Кроме этого  в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Копия рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун  Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная  в 1143 в Багдаде. Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку

    
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ученые медики