Валеология – наука о здоровье. Важнейшие проблемы современной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание

В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово "валеология", которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здоровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п.
Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния Украины.

Содержание

1. Валеология – наука о здоровье. Важнейшие проблемы современной науки. 3
2. Система профилактических мероприятий по облегчению адаптации детей к детским учреждениям. 6
3. Возрастные изменения системы пищеварения. 10
Список использованной литературы: 17

Работа состоит из  1 файл

этапы валеологии.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)


План

 

 

 

1. Валеология –  наука о здоровье. Важнейшие проблемы  современной науки.

 

В последние годы в  лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и  психологии все чаще используется слово "валеология", которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здоровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п.

Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вызвано стремлением  людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния Украины.

Следует подчеркнуть, что  любые слова хороши, если послужат во благо людям, помогут им обеспечить здоровье и жизненное благополучие. Ведь и самые "новые" термины  выражают многовековой опыт и знания миллионов людей, накопленные в  заботах о здоровье и нормальном развитии детей, о лечении больных и раненых, о развитии своих сил и способностей, отражают умение людей выжить в сложных и меняющихся условиях среды, приспособиться к ним и удовлетворять свои разнообразные потребности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Основные задачи Валеологии:

  • Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе.
  • Формирование образа жизни индивида путем: развития интеллектуальной творческой деятельности; воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма; мотивации на здоровье.
  • Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья.
  • Информационно-просветительская деятельность.
  • Создание непрерывного валеологического образования.
  • Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов.
  • Подготовка и повышение квалификации кадров.

Валеологию разделяют  на общую и частную. К частной  валеологии относят медицинскую  и педагогическую.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем  и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной  и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья человека.

Составные части валеологии:

  • Морфология (анатомия) здоровья
  • Физиология здоровья
  • Психология здоровья
  • Генетика здоровья
  • Экология здоровья
  • Непрерывное валеологическое воспитание и образование
  • Формирование здорового образа жизни

Несмотря на огромные успехи науки и быстрое развитие мировой экономики, психическое и физиологическое здоровье людей далеко от улучшения, а во многих случаях ухудшается просто катастрофически (развитые страны здесь, к сожалению, не стали исключением). Это ведет к увеличению затрат на здравоохранение (устранение последствий неграмотного отношения людей к своему здоровью) и к снижению общей эффективности деятельности населения.

Ухудшение психического здоровья во многом связано со значительным увеличением числа стрессовых ситуаций, что задается быстрым изменением условий и возрастанием темпа жизни, уходом в прошлое ряда традиций, регулировавших ранее взаимоотношения между людьми, и другими причинами. Валеология должна внести основной вклад в решение этой проблемы для своей возрастной категории через направленное обучение преодолению стрессовых ситуаций (организация жизни, урегулирование конфликтов, др.).

Ухудшение физического  здоровья в первую очередь задается психическими расстройствами, ухудшением экологической обстановки и низким уровнем физической культуры. При этом от загрязнения окружающей среды прежде всего страдают физически слабые люди. Поэтому валеология должна внести значительный вклад в оздоровление нашего общества через формирование адекватного отношения человека к своему физическому здоровью, обучение здоровому образу жизни, техникам оздоровления и развития тела, др.

Все эти проблемы создают  значительную дополнительную нагрузку на экономику – с одной стороны, больной или слабый человек не способен к максимально эффективной деятельности (недополученная прибыль), а с другой стороны, идут прямые затраты на компенсацию потери (инвалидность) и восстановление здоровья. Очевидно, что обучение человека самостоятельному поддержанию своего здоровья (цель валеологии) гораздо эффективнее, чем покрытие перечисленных выше затрат.

Перспективные направления  развития валеологии, формирования и  осуществления здорового образа жизни видятся следующими.

1. Комплексные и взаимокоординируемые  научно-исследовательские разработки, которые включают:

- обобщение опыта и  достижений оздоровительной физической  культуры и профилактической  медицины;

- выявление положительного  социально-экономического и социокультурного  эффекта здорового образа жизни;

- активные оздоровительные  факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;

- валеологическую систему  физического воспитания детей  и подростков, а также валеологическое  образование молодежи.

2. Создание учебно-методических  комплексов, учебников и учебных  пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.

3. Организация образовательно-пропагандистской  кампании "Здоровый образ жизни  и культура быта", включающей  популяризцию разнообразной валеологической информации - от выбора места и проекта строительства дома до рационального бытового режима семьи.

4. Повсеместное осуществление  мероприятий федеральных программ  развития физической культуры, спорта  и туризма, особенно по рекреации  и активному отдыху с использованием новых оздоровительных технологий и оздоровительной техники - тренажеров, а также внедрению в быт оздоровительно-спортивного туризма, семейных рекреационных экскурсий, походов выходного дня и т.п.

5. Организационное объединение  и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.

2. Система профилактических мероприятий по облегчению адаптации детей к детским учреждениям.

 

Поступление ребенка  в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации  ребенка влияют достигнутый уровень  психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми  и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

    • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
    • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
    • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.

Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.

Для детей ясельного  возраста:

    • частые заболевания матери во время беременности;
    • несоответствие домашнего режима ясельному;
    • возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
    • токсикоз 2-й половины беременности у матери;
    • асфиксия при рождении;
    • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
    • злоупотребление родителей алкоголем;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
    • раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
    • рахит 2–3-й степени;
    • наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
    • масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
    • содержание гемоглобина менее 116 г/л.

Для детей дошкольного  возраста:

    • частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
    • неудовлетворительная адаптация к яслям;
    • злоупотребление родителей алкоголем;
    • конфликтные отношения между родителями;
    • неправильное домашнее воспитание;
    • отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
    • мужской пол ребенка;
    • низкий культурный и образовательный уровень семьи;
    • осложнения в родах;
    • масса тела при рождении менее 2500 г;
    • отклонения в физическом и психическом развитии.

При наличии у ребенка  четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное  течение адаптации.

Учитывая напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и вегетативной нервной системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать малыша так, как он привык дома, следить за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.

Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп  вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.

Особое внимание воспитатель  и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие  умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

Информация о работе Валеология – наука о здоровье. Важнейшие проблемы современной науки