Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:06, контрольная работа
В последние годы в лексиконе педагогов и медиков, специалистов физической культуры и психологии все чаще используется слово "валеология", которым в научном обиходе и в популярных публикациях обозначают "науку о здоровье", "учение о здоровом образе жизни", "оздоровительно-профилактические основы медицины" и т.п.
Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния Украины.
1. Валеология – наука о здоровье. Важнейшие проблемы современной науки. 3
2. Система профилактических мероприятий по облегчению адаптации детей к детским учреждениям. 6
3. Возрастные изменения системы пищеварения. 10
Список использованной литературы: 17
В последние годы в
лексиконе педагогов и медиков,
специалистов физической культуры и
психологии все чаще используется слово
"валеология", которым в научном обиходе и в популярных публикациях
обозначают "науку о здоровье", "учение
о здоровом образе жизни", "оздоровительно-
Введение в массовое обращение терминов "валеология" и "экология" вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижения доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, роста статистических показателей заболеваемости и негативных тенденций демографического состояния Украины.
Следует подчеркнуть, что любые слова хороши, если послужат во благо людям, помогут им обеспечить здоровье и жизненное благополучие. Ведь и самые "новые" термины выражают многовековой опыт и знания миллионов людей, накопленные в заботах о здоровье и нормальном развитии детей, о лечении больных и раненых, о развитии своих сил и способностей, отражают умение людей выжить в сложных и меняющихся условиях среды, приспособиться к ним и удовлетворять свои разнообразные потребности.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Основные задачи Валеологии:
Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую.
Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
Педагогическая валеология
изучает вопросы
Составные части валеологии:
Несмотря на огромные успехи науки и быстрое развитие мировой экономики, психическое и физиологическое здоровье людей далеко от улучшения, а во многих случаях ухудшается просто катастрофически (развитые страны здесь, к сожалению, не стали исключением). Это ведет к увеличению затрат на здравоохранение (устранение последствий неграмотного отношения людей к своему здоровью) и к снижению общей эффективности деятельности населения.
Ухудшение психического здоровья во многом связано со значительным увеличением числа стрессовых ситуаций, что задается быстрым изменением условий и возрастанием темпа жизни, уходом в прошлое ряда традиций, регулировавших ранее взаимоотношения между людьми, и другими причинами. Валеология должна внести основной вклад в решение этой проблемы для своей возрастной категории через направленное обучение преодолению стрессовых ситуаций (организация жизни, урегулирование конфликтов, др.).
Ухудшение физического здоровья в первую очередь задается психическими расстройствами, ухудшением экологической обстановки и низким уровнем физической культуры. При этом от загрязнения окружающей среды прежде всего страдают физически слабые люди. Поэтому валеология должна внести значительный вклад в оздоровление нашего общества через формирование адекватного отношения человека к своему физическому здоровью, обучение здоровому образу жизни, техникам оздоровления и развития тела, др.
Все эти проблемы создают значительную дополнительную нагрузку на экономику – с одной стороны, больной или слабый человек не способен к максимально эффективной деятельности (недополученная прибыль), а с другой стороны, идут прямые затраты на компенсацию потери (инвалидность) и восстановление здоровья. Очевидно, что обучение человека самостоятельному поддержанию своего здоровья (цель валеологии) гораздо эффективнее, чем покрытие перечисленных выше затрат.
Перспективные направления развития валеологии, формирования и осуществления здорового образа жизни видятся следующими.
1. Комплексные и
- обобщение опыта и
достижений оздоровительной
- выявление положительного
социально-экономического и
- активные оздоровительные факторы устранения негативных для здоровья последствий загрязнения внешней среды;
- валеологическую систему физического воспитания детей и подростков, а также валеологическое образование молодежи.
2. Создание учебно-методических комплексов, учебников и учебных пособий по валеологическому образованию учащейся молодежи, преподавателей, родителей, руководителей организаций и предприятий и др.
3. Организация образовательно-
4. Повсеместное осуществление
мероприятий федеральных
5. Организационное объединение и консолидация творческих усилий всех участников научно-практических разработок валеологического образования и воспитания.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
На процесс адаптации
ребенка влияют достигнутый уровень
психического и физического развития,
состояние здоровья, степень закаленности,
сформированность навыков самообслуживания,
коммуникативного общения со взрослыми
и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности
и личностные особенности родителей. Дети,
имеющие отклонения в этих сферах труднее
адаптируются к новым микросоциальным
условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая
реакция, приводящая к нарушению здоровья.
Для профилактики подобных реакций необходима
организация медико-психолого-
Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа – начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого. За 2 месяца до поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.
Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года. Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.
Для детей ясельного возраста:
Для детей дошкольного возраста:
При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации.
Учитывая напряжение функции гипоталамо-
Для облегчения адаптации необходимо постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю), укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Психологи рекомендуют следующую примерную схему: первый, второй день – пребывание 2–3 часа. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник. И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день. Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.
Особое внимание воспитатель и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3–4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Следует помнить, что если в период адаптации малыш перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в ДОУ. Облегчают адаптацию ребенка музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение таких режимных моментов, как отход ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное занятие) и рисование. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне ДОУ увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в ДОУ начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
Информация о работе Валеология – наука о здоровье. Важнейшие проблемы современной науки