Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:03, реферат

Описание

Двигательный режим как фактор укрепления здоровья.
Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся.
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Принципы комплектования медицинских групп.

Работа состоит из  1 файл

ФИЗРА2.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

1.  Отставание  в биологическом развитии, половом  созревании, физическом и интеллектуальном  развитии.  Оно бывает выражено  в той или иной мере в  зависимости от степени общего  снижения двигательной активности  и конкретной формы  заболевания.   Отставание   психического   развития   проявляется   в   трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.

2.   Недостаточное   развитие  двигательных  качеств.   При  отклонениях  в состоянии   здоровья   страдают  все   физические   качества,   но   в   большей   мере   -выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и

сила сокращения отдельных мышечных групп при  отставании общих скоростных и силовых  качеств.

3.      Снижение     общих     адаптивных     свойств     организма,     высокая предрасположенность   к   заболеваниям.   Это   выражается   главным   образом   в предрасположенности   к   простудным  заболеваниям   и   к   обострению   хронически текущих болезней.

При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным. У таких школьников, как правило, имеются хронически инфекционные очаги, образующиеся по причине ослабления защитных сил, наблюдается плохая заживаемость ран.

4.    Ослабление   общей    работоспособности,    проявляющееся,  в    низких показателях учебной деятельности. Ученики быстро утомляются во время занятий. Срыв   адаптационных   и   компенсаторных   механизмов   ослабленного   организма, приводящий к обострению заболевания,  может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так   и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно   высокие   требования   к   организации   труда   и   отдыха,    соблюдению оптимальных   гигиенических   условий.   Кроме   того,   требуются   дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.

5.  Нарушение  функциональных свойств организма  и его систем, носящих общий    характер.    Одним    из    нарушений    такого    рода    является    ослабление функционального   состояния   центральной   нервной   системы.   При   гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечнососудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечнососудистой системы.

Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечнососудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце.

Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.

В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие  в дыхании, недостаточна диффузия газов  в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.

6.    Неблагоприятное   состояние   опорно-двигательного   аппарата.   Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного   характера,   к   уменьшенной   или   чрезмерной   подвижности   суставов, деформации стоп.

7.   Неблагоприятные  особенности  личности.   Ослабленные ученики часто отличаются   необщительностью,   порок   скрытностью   характера,   отрицательным отношением к занятиям физической культурой.  Они  представляют определенные трудности для педагога рядом особенностей характера: неуверенностью в себе, боязливостью или, наоборот, капризностью, агрессивностью, требованием повышенного внимания к себе. Часто у таких учеников наблюдается повышенная эмоциональность, сексуальность (Э.Ш. Натанзон, 1984).

8. Вредные привычки. Отсутствие приобщенности к систематическим занятиям физкультурой и спортом способствуют формированию таких вредных привычек, как курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и т.п. У ослабленных учеников заметно пристрастие к пассивному времяпрепровождению, к занятиям, не требующим физических нагрузок, но эмоционально окрашенным (азартные игры, просиживание у телевизора, у компьютера или у магнитофона и т.п.). Необходимо учитывать, что такие привычки, как курение, употребление   алкоголя   и   наркотических   веществ   способствуют   возникновению функциональных изменений различных органов и заболеваний. При попытке отказаться от курения, употребления алкоголя и, тем более, употребления наркотических веществ появляются субъективные болезненные ощущения и объективные изменения в органах - воспалительные изменения в бронхах, желудке, печени и др. Это вызывает необходимость использования в борьбе с вредными привычками не только педагогических средств, но и медицинских. 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

                          С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ 
 

              Врачебно-педагогическая характеристика школьников

                                     с ослабленным здоровьем 
 
 

Основным  критерием  отбора в различные группы является  состояние здоровья учеников.  Определяет соответствующую  группу врач  при  обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы:  детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988).

Основная  медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная  медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можнс использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе  группы сдают установленные контрольные  нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.

Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной  программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).

Результаты врачебных  исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.

При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного  аппарата (паралич парезы и пр.), а  также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.

При определении  медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность  физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице 2.1.

В случаях обострения хронического заболевания учитель  ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.

При некоторых  заболеваниях противопоказаны занятия  в неблагоприятных метеорологических  условиях. Так, при заболеваниях верхних  дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.

Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так  и постоянный характер (в зависимости  от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Перевод из специальной  в подготовительную группу, а затем  в основную должен производиться  совместно врачом и учителем —  при условии положительных результатов, полученных во время занятий в  предыдущей группе. 
 
 

                  Принципы комплектования медицинских групп 

Организация и  проведение занятий с учащимися  специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий  со здоровыми детьми: здесь собраны  ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

В некоторых  школах допускается практика совместных занятий школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учащимися  основной и подготовительной групп. Такие занятия малоэффективны. Дети этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнить ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.

В других школах при медицинских осмотрах часть  детей освобождают от занятий, но в часы уроков физического воспитания предоставляют их самим себе и нередко за эти 40 мин они подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую они могли бы получить на уроке .

В некоторых  случаях ученикам, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие дети участвуют в подготовительной части урока физкультуры, от основной части урока их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку. Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику детей. Поэтому занятия по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем следует проводить отдельно от других школьников,     что   щадит   их    психику   и   освобождает   от   излишнего напряжения.

Комплектование  специальных медицинских групп  перед новым учебным годом  должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – 10-15 человек.

Списки детей  с указанием диагноза медицинской  группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директорам школ, учителям физкультуры и во врачебно-физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты занимающихся в спецгруппе (таблица 2.3.).

Информация о работе Влияние физических упражнений на организм учащихся с ослабленным здоровьем