Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:50, доклад
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.
Интересно, что дети в этих семьях оценивали поведение родителей как непоследовательное, враждебное и директивное, что характеризует авторитарный, противоречивый и эмоционально отвергающий стиль воспитания. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. При противоречивом стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже социальную дезадаптацию.
В противовес этому специалистами было установлено, что наилучшие взаимоотношения детей и подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.
Демократический стиль (в терминологии других авторов – «авторитетный», «сотрудничество») характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует ответственное социальное поведение.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
– родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с подростком;
– власть используется лишь в меру необходимости;
– в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
– родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
– он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.
Несколько рекомендаций родителям.
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.
7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
Школьник едва не погиб, увлекшись компьютерной игрой
В выходные родители 15-летнего Артема Ш. уехали на свадьбу к родственникам. Оставшись один дома, Артем тут же отыскал спрятанные отцом провода и включил комп. И так увлекся игрой, что провел беспрерывно за экраном монитора 40 часов! Вернувшись домой, родители обнаружили бледного как полотно сына.
- Артем абсолютно ни на что не реагировал, - говорит мама Артема Алена, а только тупо смотрел в монитор. - Сначала мы подумали, что он притворяется. Но когда лицо сына стало синеть у нас на глазах, вызвали "скорую". Врачи сразу отметили, что ребенок неадекватен.
- Артем невпопад отвечал на вопросы, у него сильно упали температура и давление, - рассказывает дежурный врач омской подстанции "скорой помощи" Марина Олькова. - Фактически он находился в предобморочном состоянии.
Почти все друзья только и говорили о компьютерных "стрелялках" и "бродилках", и парень, не имевший своего компьютера, завидовал им черной завистью. Когда родители купили школьнику комп, он так увлекся играми, что попал в больницу.
Долгожданный компьютер Артем получил на свое 15-летие в подарок от родителей. И сразу засел за него, проводя дни и ночи у дисплея. Парень совсем запустил учебу, и в конце концов отец Артема запретил сыну играть в любимые игры, пока тот не исправит оценки.
Теперь Артему придется проходить длительную реабилитацию и надолго отказаться от любимой забавы.