Врачебно-педагогические наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:40, реферат

Описание

понятия впн. цели впн.
задачи впн.
методы проведения впн.
варианты оценки впн..

Работа состоит из  1 файл

BPN.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

   Частные вопросы спортивного питания  рассматриваются на соответствующей лекции.

   Для решения данной задачи также следует  строго выполнять санитарно-эпидемический режим учреждений спортивно-оздоровитель-ного профиля (проветривание помещений, регулярная и качественная уборка, достаточное освещение, температурный режим, расписание и последовательность тренировочных занятий и т.д.).

   Контроль  за состоянием специальной экипировки спортсменов – соответствующая виду нагрузки обувь (эластичная мягкая подошва, супинаторы, подпяточники, торшн-системы, эйркул-системы), адекватная метеоклиматическим условиям одежда, ее гигиена, применение защитных приспособлений (щитки, маски, налокотники), техническое состояния средств обучения (снарядов, мячей и др.) – позволяет не только предотвратить травмы и заболевания спортсменов и физкультурников, но дисциплинирует их.  

  1. Профилактика  травм и заболеваний.

  Своевременная вакцинация в эпидемически опасный период и при выезде в неблагополучные по инфекционным заболеваниям страны, просветительские беседы (рациональный режим дня, полноценный отдых, вредные привычки), коррекция питания, применение соответствующие фармакологических препаратов (имуностимуляторы, витамины), подготовка к трансмеридианным перемещениям и тренеровкам в особых условиях окружающей среды (высокогорье, жаркий и холодный климат), использование ортезов, санация очагов хронической инфекции (множественный кариес, тонзиллит, холецистит, ЗППП), своевременная комплексная диагностика (особенно, травм) и лечение с обязательным полным выздоровлением (несмотря на уговоры тренера и спортсмена!) представляются наиболее актуальными при решении последней основной задачи врачебно-педагогических наблюдений в спорте и фитнесе.

   Специалистам  врачебного контроля следует помнить, что если в начале профессиональной карьеры спортсмена (массовый спорт) приоритетными задачами врача являются первичный отбор и недопущение развития патологических состояний, то на последующих этапах подготовки (профессиональный спорт) во главу угла ставится оценка долгосрочной перспективности и прогнозировании спортивного результата на основании комплекса медицинских, психологических, технико-тактических качеств, а не только на основании полученных спортивных результатов и данных общего физического развития (как настаивают некоторые тренера).

   3. Рассмотрим основные методы проведения ВПН и краткий анализ возможных результатов.

  1. Метод непрерывного наблюдения;
  2. Метод оценки суммарного влияния физических нагрузок;
  3. Метод контрольных испытаний.

    Выбор метода зависит от целей тренировочных  программ и контингента занимающихся.

   Метод непрерывного наблюдения (МНН) представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, проводимых, как правило, в естественных условиях при наличии визуально контроля за спортсменом. Суть метода заключается в том, что диагностические исследования проводятся (согласовано с тренером) перед и/или после каждой части тренировочного занятия и в восстановительный период (оптимально на 3, 8, 15 минутах). Объем исследований зависит от аппаратного обеспечения врача, и, как правило, состоит из 2 видов (тонометрия и ЭКГ; лактометрия и ЭКГ; КИГ и ЭКГ и т.д.) с обязательным контролем внешних признаков утомления; количество испытуемых – до 3 чел. Больший объём исследований либо увеличение количества испытуемых приводит к серьезному вмешательству в тренировочный процесс. Преимущество данного метода заключается в постоянном контроле работоспособности и адаптации спортсмена к спортивным нагрузкам. Недостаток – активное вмешательство в тренировочный процесс. Контингентом может быть весь спектр спортсменов и физкультурников. Особенно целесообразно МНН применять при наблюдениях за спортсменами групп просмотра, начинающими спортсменами и физкультурниками.

   Суть  метода оценки суммарного влияния спортивных нагрузок (МОСВ) заключается в том, что наблюдения проводятся, как правило, двукратно, перед и после тренировки (возможно, и после разминки). Объём исследований – до 5 видов диагностических методов (тонометрия, ЭКГ, КИГ, биохимический контроль и др.); количество наблюдаемых – до 5 чел. МОСВ целесообразно применять в случаях, когда отсутствует возможность визуального наблюдения за спортсменами во время тренировки (велоспорт, гребля), или вмешательство в тренировочный процесс недопустимо (высокоинтенсивная работа, предсоревновательное занятие и т.д.). Рекомендуется проводить с КИГ-исследованием. Преимуществом метода является возможность охвата большого количество спортсменов и объёма исследований; недостатком – отсутствие возможности оценки переносимости максимальных нагрузок, визуального контроля.

   Метод контрольных испытаний (МКИ) представляет собой проведение наблюдения за спортсменами и физкультурниками на занятиях, либо моделирующих специальную работу, либо при выполнении контрольных нормативов. В первом варианте основная работа разбивается на основные блоки (например, спринт 100 м можно разделить на стартовый рывок, ускорение, поддержание максимальной скорости, финишный рывок), после чего спортсмен выполняет 3-5 повторений каждого блока с оценкой работоспособности и переносимости нагрузок. Пауза между блоками составляет 3-5 минут. После чего определяется наиболее слабое звено в подготовке спортсмена и корректируется тренировочный процесс. Во втором варианте спортсменом выполняются контрольные нормативы по специализации (например, для футбола – 3-5 прыжков в высоту с места, 7-10 ускорений по 30-50 м, 12-минутный бег на время и т.д.). Оцениваются переносимость и работоспособность спортсменов по нагрузкам каждой направленности. Часто применяется практически весь арсенал диагностических исследований (пульсотонометрия, ЭКГ, КИГ, лабораторный контроль), контингент – 3-10 чел.

   Основными критериями оценки результатов ВПН являются адаптация и работоспособность спортсмена при выполнения каждого блока нагрузок и тренировки в целом.

   Работоспособность оценивается как правило тренером по следующим критериям: конечный спортивный результат, внешние признаки утомления, технико-тактическая подготовка, морально-волевые качества. По результатам общеклинических и инструментальных исследований проводится оценка адаптации спортсмена (скорость врабатывания, тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, скорость восстановления, внешние признаки утомления). Важнейшим критерием является стабильность полученных результатов.  

   4. Варианты результатов ВПН:

    Вариант 1 2 3 4 5
    Адаптация + + - - -/+
    Работоспособность + - - + -/+
 

   При первом варианте отмечается высокая работоспособность и приспособляемость на всех этапах выполнения нагрузок. Такой вариант характерен для хорошо подготовленных спортсменов, но может возникнуть и при малообъемных нагрузках.

   Во  втором варианте при отличных адаптационных реакциях наблюдается несоответствующая ей работоспособность, как правило, в виде неадекватных технико-тактических действиях и/или конечного спортивного результата. Такой вариант имеет место при выполнении лабораторных малоспецифичных суб- и максимальных тестов (например, велоэргометрия у борцов, тяжелоатолетов), а также при симуляции нетрудоспособности.

   Третий вариант встречается достаточно часто при низком уровне функционального состояния, перетренированности, после неполного выздоровления (часто у юных спортсменов) и нарушения режима, при разучивании новых технических элементов, из-за методических ошибок (значительное увеличение объёма нагрузок). Такой вариант предусматривает обязательное отстранение от тренировок и дополнительное углубленное медицинское обследование.

   При активно развивающемся, но скрываемом перенапряжении, имеющихся  заболеваниях, у молодых спортсменов группы просмотра (при отборе на более высокий уровень) отмечается четвертый вариант, требующий серьезного диагностического поиска и коррекции УТП. Данный вариант может отмечаться у спортсменов, приступившим к тренировкам после длительной паузы (отпуск, травмы, заболевания).

   Пятый вариант встречается при нестабильных ответных реакциях на физическую нагрузку, переменном спортивном результате. Причиной могут быть наличие выраженных слабых звеньев специальной подготовки, скрытое перенапряжение, перетренированность, методические ошибки в построении занятий (последовательность и регламент упражнений), смена условий работы, командные психологические причины.

   В целом, оценка результатов должна основываться на комплексном анализе получаемых результатов с обязательным учетом индивидуальных особенностей человека.

   Таким образом, несмотря на совершенствование технической базы врачебного контроля, рост профессионального мастерства инструкторов и тренеров, ведущим звеном в достижении максимального оздоровительного и спортивного результата является человеческий фактор.

   Реализация поставленных задач в значительной степени зависит от взаимоотношений тренера-методиста, врача и спортсмена (физкультурника). Создание благоприятной рабочей среды и взаимопонимания является главным условиям выполнения работы на высокопрофессиональном уровне. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1988.- 283 с.
  2. Дембо А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом. – Л.: Медицина, 1991 – С.305.
  3. Дистрофия миокарда вследствие психофизического перенапряжения у спортсменов: Метод. указания БелМАПО и Респ. дисп. спорт. мед. - Мн. – 2003. – 28 с.
  4. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура.: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. – С.432.
  5. Загородный Г.М. Особенности акклиматизации спортсменов при трансмеридианных перелетах // Мед. новости. – 2002. - № 10 –С.35-38.
  6. Загородный Г.М., Пристром С.Л., Лосицкий Е.А. Программа комплексного тестирования спортсменов: Инструкция на метод. БелМАПО, Респ. дисп.спорт. мед.- Мн. – 2003. – С.26.
  7. Костенко С.А. Медицинское обеспечение спортсменов в современных условиях. – М.,2000. – С.196.
  8. Майкели Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. Спб.: Издательство «Лань», 1997. 400 с.
  9. Платонов В.И. Общая теория подготовки спортсмена. Киев: «Олимпийская литература». -1997. - C. 560.
  10. Bianchi G. Studies sport heart of youth soccer players – Influence of athletic activity and maturation/ Torino, 1998, p. 171- 178.
  11. Heller J. Anaerobic power and capacity in young and adult soccer players. Prague, 1995, p.73-78.
  12. Huebner-Woznyak E. Effects of soccer match-play on selected blood biochemical variable. Warsaw. 1994. p. 83-89.

Информация о работе Врачебно-педагогические наблюдения