Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:40, реферат
понятия впн. цели впн.
задачи впн.
методы проведения впн.
варианты оценки впн..
Частные вопросы спортивного питания рассматриваются на соответствующей лекции.
Для
решения данной задачи также следует
строго выполнять санитарно-
Контроль
за состоянием специальной экипировки
спортсменов – соответствующая
виду нагрузки обувь (эластичная мягкая
подошва, супинаторы, подпяточники, торшн-системы,
эйркул-системы), адекватная метеоклиматическим
условиям одежда, ее гигиена, применение
защитных приспособлений (щитки, маски,
налокотники), техническое состояния средств
обучения (снарядов, мячей и др.) – позволяет
не только предотвратить травмы и заболевания
спортсменов и физкультурников, но дисциплинирует
их.
Своевременная вакцинация в эпидемически опасный период и при выезде в неблагополучные по инфекционным заболеваниям страны, просветительские беседы (рациональный режим дня, полноценный отдых, вредные привычки), коррекция питания, применение соответствующие фармакологических препаратов (имуностимуляторы, витамины), подготовка к трансмеридианным перемещениям и тренеровкам в особых условиях окружающей среды (высокогорье, жаркий и холодный климат), использование ортезов, санация очагов хронической инфекции (множественный кариес, тонзиллит, холецистит, ЗППП), своевременная комплексная диагностика (особенно, травм) и лечение с обязательным полным выздоровлением (несмотря на уговоры тренера и спортсмена!) представляются наиболее актуальными при решении последней основной задачи врачебно-педагогических наблюдений в спорте и фитнесе.
Специалистам врачебного контроля следует помнить, что если в начале профессиональной карьеры спортсмена (массовый спорт) приоритетными задачами врача являются первичный отбор и недопущение развития патологических состояний, то на последующих этапах подготовки (профессиональный спорт) во главу угла ставится оценка долгосрочной перспективности и прогнозировании спортивного результата на основании комплекса медицинских, психологических, технико-тактических качеств, а не только на основании полученных спортивных результатов и данных общего физического развития (как настаивают некоторые тренера).
3. Рассмотрим основные методы проведения ВПН и краткий анализ возможных результатов.
Выбор метода зависит от целей тренировочных программ и контингента занимающихся.
Метод непрерывного наблюдения (МНН) представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, проводимых, как правило, в естественных условиях при наличии визуально контроля за спортсменом. Суть метода заключается в том, что диагностические исследования проводятся (согласовано с тренером) перед и/или после каждой части тренировочного занятия и в восстановительный период (оптимально на 3, 8, 15 минутах). Объем исследований зависит от аппаратного обеспечения врача, и, как правило, состоит из 2 видов (тонометрия и ЭКГ; лактометрия и ЭКГ; КИГ и ЭКГ и т.д.) с обязательным контролем внешних признаков утомления; количество испытуемых – до 3 чел. Больший объём исследований либо увеличение количества испытуемых приводит к серьезному вмешательству в тренировочный процесс. Преимущество данного метода заключается в постоянном контроле работоспособности и адаптации спортсмена к спортивным нагрузкам. Недостаток – активное вмешательство в тренировочный процесс. Контингентом может быть весь спектр спортсменов и физкультурников. Особенно целесообразно МНН применять при наблюдениях за спортсменами групп просмотра, начинающими спортсменами и физкультурниками.
Суть метода оценки суммарного влияния спортивных нагрузок (МОСВ) заключается в том, что наблюдения проводятся, как правило, двукратно, перед и после тренировки (возможно, и после разминки). Объём исследований – до 5 видов диагностических методов (тонометрия, ЭКГ, КИГ, биохимический контроль и др.); количество наблюдаемых – до 5 чел. МОСВ целесообразно применять в случаях, когда отсутствует возможность визуального наблюдения за спортсменами во время тренировки (велоспорт, гребля), или вмешательство в тренировочный процесс недопустимо (высокоинтенсивная работа, предсоревновательное занятие и т.д.). Рекомендуется проводить с КИГ-исследованием. Преимуществом метода является возможность охвата большого количество спортсменов и объёма исследований; недостатком – отсутствие возможности оценки переносимости максимальных нагрузок, визуального контроля.
Метод контрольных испытаний (МКИ) представляет собой проведение наблюдения за спортсменами и физкультурниками на занятиях, либо моделирующих специальную работу, либо при выполнении контрольных нормативов. В первом варианте основная работа разбивается на основные блоки (например, спринт 100 м можно разделить на стартовый рывок, ускорение, поддержание максимальной скорости, финишный рывок), после чего спортсмен выполняет 3-5 повторений каждого блока с оценкой работоспособности и переносимости нагрузок. Пауза между блоками составляет 3-5 минут. После чего определяется наиболее слабое звено в подготовке спортсмена и корректируется тренировочный процесс. Во втором варианте спортсменом выполняются контрольные нормативы по специализации (например, для футбола – 3-5 прыжков в высоту с места, 7-10 ускорений по 30-50 м, 12-минутный бег на время и т.д.). Оцениваются переносимость и работоспособность спортсменов по нагрузкам каждой направленности. Часто применяется практически весь арсенал диагностических исследований (пульсотонометрия, ЭКГ, КИГ, лабораторный контроль), контингент – 3-10 чел.
Основными критериями оценки результатов ВПН являются адаптация и работоспособность спортсмена при выполнения каждого блока нагрузок и тренировки в целом.
Работоспособность
оценивается как правило тренером по следующим
критериям: конечный спортивный результат,
внешние признаки утомления, технико-тактическая
подготовка, морально-волевые качества.
По результатам общеклинических и инструментальных
исследований проводится оценка адаптации
спортсмена (скорость врабатывания, тип
реакции сердечно-сосудистой системы
на физическую нагрузку, скорость восстановления,
внешние признаки утомления). Важнейшим
критерием является стабильность
полученных результатов.
4. Варианты результатов ВПН:
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Адаптация | + | + | - | - | -/+ |
Работоспособность | + | - | - | + | -/+ |
При первом варианте отмечается высокая работоспособность и приспособляемость на всех этапах выполнения нагрузок. Такой вариант характерен для хорошо подготовленных спортсменов, но может возникнуть и при малообъемных нагрузках.
Во втором варианте при отличных адаптационных реакциях наблюдается несоответствующая ей работоспособность, как правило, в виде неадекватных технико-тактических действиях и/или конечного спортивного результата. Такой вариант имеет место при выполнении лабораторных малоспецифичных суб- и максимальных тестов (например, велоэргометрия у борцов, тяжелоатолетов), а также при симуляции нетрудоспособности.
Третий вариант встречается достаточно часто при низком уровне функционального состояния, перетренированности, после неполного выздоровления (часто у юных спортсменов) и нарушения режима, при разучивании новых технических элементов, из-за методических ошибок (значительное увеличение объёма нагрузок). Такой вариант предусматривает обязательное отстранение от тренировок и дополнительное углубленное медицинское обследование.
При активно развивающемся, но скрываемом перенапряжении, имеющихся заболеваниях, у молодых спортсменов группы просмотра (при отборе на более высокий уровень) отмечается четвертый вариант, требующий серьезного диагностического поиска и коррекции УТП. Данный вариант может отмечаться у спортсменов, приступившим к тренировкам после длительной паузы (отпуск, травмы, заболевания).
Пятый
вариант встречается при
В целом, оценка результатов должна основываться на комплексном анализе получаемых результатов с обязательным учетом индивидуальных особенностей человека.
Таким образом, несмотря на совершенствование технической базы врачебного контроля, рост профессионального мастерства инструкторов и тренеров, ведущим звеном в достижении максимального оздоровительного и спортивного результата является человеческий фактор.
Реализация
поставленных задач в значительной степени
зависит от взаимоотношений тренера-методиста,
врача и спортсмена (физкультурника). Создание
благоприятной рабочей среды и взаимопонимания
является главным условиям выполнения
работы на высокопрофессиональном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ