КАК ОТРЕСТАВРИРОВАТЬ
КОЖУ И ПОДГОТОВИТЬ ЕЕ К РАБОТЕ
В Пазырыкском кургане,
на Алтае, археологи нашли изящные
изделия из кожи и замши - сумки, чехлы,
украшения. Они хорошо сохранились,
хотя были сделаны два с половиной
тысячелетия назад. Конечно, долговечность
кожи во многом зависит от выделки,
и древние мастера знали ее
секреты. Но, думается, вашим сапожкам,
даже сильно поношенным, до тысячелетнего
юбилея еще далеко, так что выбрасывать
их и вовсе грех. Для начала выпорем
молнии и подкладку. Молнии, если они
исправны, еще послужат. Подкладка
из искусственного меха - тоже полезная
вещь, даже если товарный вид безнадежно
утерян. Выстирайте ее - и можно, скажем,
скроить покрытие для малярного
валика. К слову говоря, искусственный
мех, благодаря своей фактуре
и хорошим впитывающим свойствам,
позволяет класть краску быстро и
ровно. По окончании работы с клеевой
краской или побелкой меховой
чехольчик валика можно снять
и выстирать. Этим советом со мной
поделилась москвичка З.Судравская.
Головки сапог осторожно отрежьте
острым ножом. Теперь в вашем распоряжении
большие куски кожи от сапожных голенищ.
Обычно они скроены из нескольких
почти прямоугольных деталей. Распорите
соединительные швы. Иногда легче просто
разрезать старое изделие вдоль
швов, а бывает, что стоит и
оставить некоторые швы, чтобы использовать
в новой конструкции. Так что
действуйте по обстановке. Лицевая
поверхность кожаных изделий
обычно гладкая и блестящая благодаря
нитрокраске. Кожевенники называют
ее "лицо", а изнаночную сторону
- "бахтарма". Проведите эксперимент.
Попробуйте на изнаночной стороне ненужного
обрезка кожи счищать острым ножом
слой за слоем. Так вы изучите особенности
структуры кожи: бахтарма имеет рыхлую
и ворсистую поверхность, лицо более
плотное и однородное, поэтому
краска ложится на него ровнее. Никакой
излишней фамильярности с кожей
- иначе можно сразу все загубить.
Осторожно промойте лицевую сторону
теплой водой. Стирать кожу нельзя:
при этом вымываются так называемые
жирующие вещества - растительные и
животные жиры, минеральные масла, введенные
в кожевую ткань после дубления,
да и сами дубильные вещества. Без
них кожа становится ломкой, непрочной,
легко садится и коробится, так
как волокна коллагена склеиваются
намертво, теряя подвижность. Самое
большее, что можно себе позволить
в обращении со старой кожей,- замочить
ее в теплой воде на 3-5 минут. Сильно
загрязненные места осторожно потрите
мягкой мочалкой или щеточкой. Мыть
кожу мылом тоже нежелательно, но дозволяется
использовать мыльную пену, которая
почти не содержит щелочи. Затем
прополощите ваши заготовки в
слабом водном растворе уксуса и соли
(на литр воды 50 г поваренной соли и
стакан столового 9 %-ного уксуса). Это
отчасти восстановит эластичность.
А цвет станет прежним, если смазать
лицевую сторону глицерином. Проверенный
способ - мыть загрязненную кожу теплым
молоком. Причем обязательно некипяченым.
Тогда содержащийся в нем жир
лучше впитывается. Но в нынешних
условиях давать этот совет как-то неловко.
Еще одна хитрость: считают, что блеск
и упругость кожи восстанавливаются,
если натереть ее влажной кофейной
гущей - разумеется, к изделию белого
цвета это неприменимо. Несколько
слов о натуральной замше. С ней,
конечно, все несколько иначе. Жировое
дубление в промышленной ее обработке
имеет свои нюансы, так что и
химия здесь другая. Замшу, как
правило, вполне можно мыть мылом
и даже стирать со стиральным порошком
в теплой (но не горячей!) воде. Жиры
при этом не вымываются: они прочно
связаны с волокнами. Если замша
очень уж грязная, в моющий раствор
добавляют немного нашатырного
спирта. Жировые пятна на замше
можно счистить бензином, хлороформом
и другими растворителями. Чтобы
распушить мелкий ворс замши, ее трут
резиновой щеткой, жесткой поролоновой
губкой, а то и школьным чернильным
ластиком или даже наждачной бумагой.
Можно натирать мелкой поваренной солью
либо мякишем свежего белого хлеба.
Совсем старую, потерявшую вид замшу хорошо
чистить теплым молоком с добавлением
питьевой соды (чайная ложка на стакан
молока). Теперь надо распрямить и разгладить
материал. Пока кожа еще влажная, распяльте
ее на листе толстой фанеры или на гладкой
доске бахтармой вверх и закрепите по
краям маленькими гвоздиками. Не пытайтесь
ускорить дело с помощью обогревательных
приборов. Пусть кожа высохнет сама. Если
отверстия вокруг гвоздиков по мере высыхания
угрожающе вытянутся - выньте гвоздики
и переместите их вслед за материалом,
используя те же отверстия. Маленькие
кусочки кожи достаточно высушить под
прессом. Для этого влажную кожу положите
между чистыми сухими тряпочками и придавите
тяжелым плоским грузом. Через некоторое
время, пока кожа еще влажная, замените
тряпочки кусками оргстекла или какими-нибудь
другими гладкими пластинами и оставьте
под прессом. Поверхность высохшей кожи
получится ровной и гладкой. Пока кожа
сушится, можно, как говорят профессионалы,
подвергнуть ее дополнительному жированию
- восстановить легкость взаимного скольжения
волокон коллагена, покрыв их подходящим
смазочным материалом. Для этого чуть
увлажненную кожу смажьте каким-нибудь
жиром - например касторовым маслом. Чтобы
оно лучше впитывалось, можно добавить
немножко нашатырного спирта. Еще одно
народное средство - смешать касторовое
масло (50 г) и белок одного яйца. Взбейте
смесь вилкой, венчиком или миксером. Хорош
для жирования кожи рыбий жир, но из-за
неприятного запаха он малопригоден в
домашних поделках. И все же попробуйте
такой рецепт: в литре кипящей воды растворите
четверть куска хозяйственного мыла и,
снова доведя до кипения, добавьте столовую
ложку-другую рыбьего жира. Размешав, влейте
в раствор 1-1,5 столовой ложки нашатырного
спирта. Годится также эмульсия из сливочного
масла в теплой воде с добавлением небольшого
количества все того же нашатыря. Наносят
эмульсию густой мягкой кистью или матерчатым
тампоном. В любом случае прежде обязательно
проверьте на маленьком кожаном лоскутке,
не остаются ли от выбранного вами средства
темные масляные пятна. Если остаются,
то лучше попробовать другой рецепт. Излишки
смеси тщательно снимите чистой влажной
тряпочкой: от чрезмерного жирования кожа
станет засаленной, тяжелой. Когда кожа
почти подсохнет и будет чуть-чуть волглой,
можно снять ее с растяжки и хорошенько
помять руками, чтобы жировая смесь лучше
проникла между волокнами коллагена. Если
результат вас устроит, лучше приступать
к работе сразу, не откладывая в долгий
ящик. Иначе кожа начнет садиться, и шить
из нее будет сложнее.
КАК ОКРАСИТЬ
КОЖУ И ЗАМШУ.
Восстановить пострадавшую
окраску кожи имеет смысл до раскроя.
Для этого можно использовать
нитрокраски, которые еще встречаются
в продаже. Одна-две капли касторового
масла, добавленные в 100 г нитрокраски,
сделают ее более стойкой, слой краски
не будет трескаться на изгибах. Такую
краску наносят обычно кистью. Может
повезти, и вам достанется специальная
нитрокраска для кожи в аэрозольном
баллоне. Тогда все проще. Распылительную
головку баллончика надо держать
на расстоянии 15-20 см и быстро перемещать
вдоль поверхности изделия. Подсушив
кожу 10-15 минут, нанесите следующий
слой, и так несколько раз, пока
не получится прочная равномерная
окраска. Еще примерно с час потребует
окончательная сушка. После этого
нужно удалить растворителем
затеки и наплывы краски. Хорошо
также, если вам попадется краска
для кожи "Экстра" или эмаль
НЦ-36, которая бывает белого, красного,
черного и коричневого цветов. Эти средства
можно наносить кистью, марлевым тампоном
или аэрографом. Достаточно двух-трех
слоев, которые сохнут в течение часа.
Однако окончательная сушка в этом случае
длится сутки. Небольшие дефекты окраски,
которые всегда неизбежно остаются, можно
замаскировать подходящими цветными кремами
для обуви и даже восковыми мастиками
для мебели. А в совсем уж крайнем случае
краску можно сделать и самим - на основе
анилиновых красителей для шерсти или
даже разноцветных чернил. Чтобы получить
блестящую поверхность, такую краску лучше
наносить на кожу в смеси с желатином.
Стойкая краска для кожи получается из
обычной пасты для шариковых ручек. Пасту
даже не надо извлекать из стержней. Достаточно
нарезать их на кусочки (кроме, само собой,
пишущих узлов) и в стеклянном пузырьке
залить растворителем - например КР-Зб
или 646. При этом растворится не только
паста, но и пластмасса самих стержней,
и на коже образуется гладкое блестящее
покрытие. Рецепт этой краски сообщила
мне художница по коже В. Белькова. Для
декоративных кожаных поделок, особенно
таких, которым не предстоит сильно изгибаться
и растягиваться, годятся и масляные краски
для живописи. Ими вполне можно окрашивать
небольшие кожаные детали, элементы орнаментов
и отделки. Законченную поделку из кожи
- если это, например, шкатулка,- допустимо
покрыть бесцветным мебельным лаком, предварительно
пропитав кожу в два-три приема раствором
желатина. Если вы хотите придать цвету
кожи красивые полутоновые переходы, ее
следует протравить растворами: серый
оттенок дает железный купорос, коричневатый
- поташ (углекислый калий) или кальцинированная
сода. Лучше пользоваться раствором послабее,
нанося его мягкой кисточкой или тампоном
несколько раз. Это обеспечит ровный тон
и плавный переход оттенков. Если окраска
кожи сильно испорчена, имеет смысл, приступая
к работе, предварительно удалить старую
нитрокраску. Вдобавок обувная кожа обычно
бывает покрыта особым влагонепроницаемым
слоем. Самый надежный способ - грубый,
механический. Потерявшую вид толстую
кожу лучше отциклевать острым ножом или
скребком. Смочив очищенную поверхность
водой, проверьте, нет ли на ней светлых
пятен. Это участки, на которых сохранился
влагонепроницаемый слой. Соскоблите
его. Обработку поверхности завершит шлифовка
мелкозернистой наждачной шкуркой. Можно,
впрочем, снять нитропокрытие и любым
растворителем нитрокраски, обмакивая
в него мягкую тряпочку и осторожно протирая
кожу круговыми движениями. Годятся ацетон
(если сумеете его раздобыть), растворители
646 или КР-Зб. Плохо в этом способе, что
растворяются не только нитрокраски, но
и жиры, поэтому кожу придется снова прожировать.
Несложно окрасить в домашних условиях
и замшу. Для этого годятся анилиновые
красители для шерсти. Когда-то, очень
давно, "Химия и жизнь" (1970, № 1) предложила
для этого вполне доступный рецепт. Напомним
его. Красящий раствор готовят в любой
посуде, кроме железной. Воду лучше брать
дистиллированную. Можно использовать
растопленные куски снежной "шубы"
с испарителя холодильника. На один пакетик
анилинового красителя нужно 1,5 л такой
воды. Подготовленный теплый раствор нанесите
на замшу и равномерно втирайте щеткой.
Повторите операцию несколько раз с перерывом
в 20 минут, понемногу добавляя в красящий
раствор уксус. Наконец замшу протирают
столовым уксусом, промывают в проточной
воде и сушат при комнатной температуре.
По этому же рецепту можно окрасить замшу
общедоступными чернилами марки "Радуга".
Как показывает опыт, на это годятся только
фиолетовые, красные и черные чернила.
Если вы захотите иметь изделие из замши
ярко-синего или зеленого цвета, ничего
не получится. Чернила для окраски не разводят,
лишь добавляют уксус - так же, как при
окраске анилиновыми красителями. Обращаем
особое внимание: все наши рецепты касаются
только натуральных, не синтетических
материалов - как кожи, так и замши.
КОЖАНЫЕ МЕЛОЧИ ЖИЗНИ.
Сегодня мы не будем
рассказывать вам, как самостоятельно
сшить из кожи пальто или сумку. Зато
хотим показать куда более удивительное:
как использовать с толком даже самые
маленькие обрезки кожи. Из старого
ремня, например, получатся простые
в изготовлении, надежные и не скрипящие
петли для крышки ящика, мольберта,
шкатулки. Из обрезков тех же ремней
можно сделать красивые и оригинальные
корешки для книжных переплетов.
Не говоря уже о столь очевидной
вещи, как удобная и долговечная
книжная закладка. Полоску тонкой
кожи, продольно сложенную вдвое
или втрое и проклеенную, можно
пришить в качестве вешалки к
пальто или куртке. Она гораздо
прочнее и надежнее матерчатых и
не так груба, как вешалки из металлических
цепочек. Кружочки мягкой тонкой кожи,
нашитые на ладошки вязаных варежек
или перчаток в тех местах, где
они быстрее всего протираются,
сделают их оригинальнее, а главное,
прочнее. Такие же кружочки, но поменьше,
неплохо нашить на кончики пальцев
перчаток. Это намного продлит
их жизнь. То же относится и к толстым
шерстяным носкам - кожаные латки
сделают их долговечнее. А пришитые
к таким носкам кожаные подошвы
и вовсе превратят их в удобные
домашние тапочки. Пришивая пуговицы к
вязаным вещам, мягкому трикотажу,
сукну, подкладывайте с изнанки
кожаные кружочки, и пуговицы будут
держаться гораздо надежнее. Я
уж не говорю о том, что сами пуговицы
можно обтянуть тонкой мягкой кожей
от перчаток. Таких оригинальных пуговиц
в магазинах нет, а у вас
будут. Лучше всего они подойдут
к одежде спортивного стиля или
к вязанной вручную. Кроме того, обтачные
пуговичные петли из кожи и практичнее,
и красивее, и прочнее. Если вытерлись
или обтрепались обшлага рукавов
куртки или спортивного пиджака,
их можно красиво окантовать полосками
кожи. Для этого нужно разрезать
по спирали манжету оставшейся в
одиночестве перчатки и получившуюся
полоску использовать в качестве
обтачки. Это уже будет не простая
латка, а прямо-таки модная отделка.
Такая мера спасет и вытертые обшлага
рукавов меховой шубы. Прорезные
карманы, начавшие распарываться и
рваться в углах, тоже можно укрепить
пристроченными в этих местах треугольными
кусочками кожи. Такими же треугольниками
неплохо отделать концы вытачек
на пальто, куртке или юбке из плотной
ткани, плохо поддающейся утюгу.
Протертые локти на одежде примут
пристойный вид, если наложить на них
квадратные, треугольные или овальные
латки из мягкой кожи. Коленки готовых
продраться джинсов или трикотажных
спортивных брюк кожаные заплаты
даже облагородят. Обтрепанные края
карманов обновит окантовка кожей.
Ансамбль завершат кожаные пуговицы
- и вот старая потрепанная вещь
стала выглядеть аккуратнее и
современнее. И все благодаря
бесполезной одинокой кожаной перчатке...
Во всех этих случаях может сгодиться
и натуральная замша, обычно такая
же мягкая и тонкая, как перчаточная
кожа. А совсем старая замша, рваная
и в пятнах - ценный инвентарь
для домашней уборки. Благодаря своему
пористому строению, она отлично
впитывает влагу. Поэтому замша
идеальна для мытья окон, кафеля
и других гладких блестящих поверхностей,
где она, в отличие от традиционных
хлопчатобумажных тряпок, совсем не оставляет
волокон. Маленькие кусочки замши
стоит приберечь, чтобы протирать
очки. Лучшего материала для ухода
за оптикой не найти. Как видите,
даже крохотные кусочки этих ценных
материалов в хороших руках всегда
найдут применение. О вещах более
серьезных, которые можно смастерить
из кусочков побольше,- сумочках, кошельках,
футлярах для очков и ключей, детских
пинетках, бумажниках, шкатулках, поясах
и других полезных поделках - мы уж сегодня
говорить не станем.
Что еще можно
прочитать о работе с кожей:
Сельскому учителю
о народных художественных ремеслах
Сибири и Дальнего Востока. Составитель
Т. Б. Митлянская. М., Просвещение, 1983.
Г. Я. Федотов.
Дарите людям красоту. М., Просвещение,
1985.
В. Белякова, В. Зуева,
Л. Курлатова. Технология меха и шубной
овчины. М.: Легкая и пищевая промышленность,
1984