Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:42, реферат
Особенность конституционно-правового статуса Президента РФ как главы государства заключается в том, что он исполняет возложенные на него Конституцией РФ полномочия, во-первых, лично, во-вторых, инициируя деятельность федеральных органов государствен¬ной власти, в-третьих, создавая специальные органы при Президенте РФ, носящие вспомогательный характер. Значительный объем полномочий Президента РФ в области обеспечения единства государственной вла¬сти, устойчивости системы управления государственными делами, со¬гласованного функционирования ветвей власти в условиях разделения властей вызывает объективную необходимость создания специальных вспомогательных органов, обеспечивающих реализацию этих полномо¬чий.
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1 Правовое положение Администрации Президента РФ……………………5
1.1 История создания и сущность Администрации Президента России…………..5
1.2 Основные цели и функции Администрации Президента России………………6
Глава 2 Организация деятельности Администрации Президента РФ……………..9
2.1 Состав и структура Администрации Президента РФ…………………………9
2.2 Полномочия Администрации Президента РФ…………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………16
Список использованной литературы ……………………………………………18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1 Правовое положение Администрации Президента РФ……………………5
1.1 История создания и сущность Администрации Президента России…………..5
1.2 Основные цели и
функции Администрации
Глава 2 Организация деятельности Администрации Президента РФ……………..9
2.1 Состав и структура Администрации Президента РФ…………………………9
2.2 Полномочия Администрации Президента РФ…………………………………13
Заключение …………………………………………………………………………16
Список использованной литературы ……………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ
В своевременном и полном информировании Президента задействовано значительное количество государственных органов, организаций, учреждений и должностных лиц. Они имеют различный порядок назначения, правовую природу, организационную форму, систему формирования и компетенцию. При этом они в целом играют все более заметную роль в государственном механизме, во взаимоотношениях общества и государства[12, с.3].
В то же время задачи, функции, полномочия Президента столь многообразны и сложны, что для их успешного, эффективного осуществления ему необходим аппарат, который практически обеспечивал бы выполнение задач главы государства. Это целостная система, объединенная функциональными и организационными связями и отношениями, слитный в целом в государственный организм[7, с.65]. Президенту помогает чрезвычайно жестко организованный аппарат, который подготавливает его решения и контролирует их выполнение[9, с.53].
Анализ практики деятельности вспомогательных органов свидетельствует, что Администрация Президента РФ занимает не только особое место в системе государственного управления, но и отличается многофункциональностью. В силу особого статуса Президента РФ деятельность формируемой им Администрации в той или иной мере охватывает основные сферы жизнедеятельности государства. Специфика деятельности данного аппарата определяется полномочиями Президента РФ как главы государства, не принадлежащего ни к одной из ветвей власти, обладающего в системе органов государственной власти, по выражению некоторых авторов, «стратегическим статусом» [17, с.55].
Изучение правового и организационного обеспечения реализации полномочий Президента РФ не только исключительно важное, но и во многом новое для теории и практики государственного строительства России направление.
Таким образом, на сегодняшний день актуальным является исследование Администрации Президента РФ и основ ее функционирования, поскольку от деятельности данного института во многом зависит и эффективность реализации полномочий Президента РФ.
Теоретическую базу исследования
составили труды отечественных
и зарубежных ученых в области
конституционного права, теории государства
и права, административного права,
материалы научных и
Цель данной работы – определение правового положения, выделение структуры, исследование полномочий Администрации Президента РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследуется история создания и сущность Администрации Президента России;
- анализируются функции Администрации Президента РФ;
- выделяется структура и состав Администрации Президента РФ;
- определяются основные
полномочия Администрации
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правовых основ деятельности Администрации Президента РФ как государственного органа, обеспечивающего эффективную реализацию полномочий Президента РФ.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, решения Конституционного Суда РФ, определяющие функции и организацию деятельности Администрации Президента РФ.
Глава 1 Правовое положение Администрации Президента РФ
1.1 История создания и сущность Администрации Президента России
Многогранность работы Президента,
широчайший спектр его деятельности,
необходимость постоянного
Администрация президента России была создана 19 июля 1991 года указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина[16, с.77].
Первоначально администрация состояла из 13 подразделений. Позднее, к середине 1993 года, с выходом Положения об Администрации в её состав входило 26 управлений и отделов. В этом положении подчёркивалось, что администрация является «аппаратом, созданным для обеспечения деятельности Президента РФ». В декабре того же года была принята Конституция РФ и администрация президента получила конституционный ранг (п. «и» ст. 83) [1].
2 октября 1996 года был издан указ «Об утверждении положения об Администрации Президента РФ», которым было введено в действие Положение об Администрации Президента РФ. Однако в плане назначения Администрации это ничего не изменило[8, с.55].
Что касается реальных функций Администрации, многое зависело от её руководителя. К примеру, в 1996 г. этот пост при президенте Б. Н. Ельцине занял известный политик А. Б. Чубайс. Он решил возвысить роль Администрации, усилить её влияние на общественно-политические процессы, сделать в сильной степени зависимой от неё федеральную исполнительную власть. В указе 1996 года как раз и отразились претензии руководителя Администрации. В Положении было записано, что «Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ», расширены многие её возможности контроля в отношении иных органов, особенно органов исполнительной власти[8, с.55].
Депутаты Государственной Думы оспорили указ Президента в Конституционном Суде России. В Положение об Администрации были внесены изменения, смягчающие её возможности, и депутаты отозвали своё обращение из Конституционного Суда, но в Положении сохранилась характеристика Администрации как государственного органа.
Со временем происходила реструктуризация Администрации Президента. Необходимо было новое положение об Администрации и в 2004 году «в целях формирования Администрации Президента РФ, определения правового статуса и правовых основ деятельности Администрации Президента РФ и её должностных лиц» было утверждено ныне действующее Положение [3]. В настоящее время Администрация состоит из 20 самостоятельных подразделений.
1.2 Основные цели и
функции Администрации
Администрация Президента РФ формируется
для создания всех необходимых условий
реализации президентской власти и
всестороннего информационно-
Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также Положением об Администрации.
Администрация формируется в целях[3]:
- обеспечения реализации
- осуществления контроля за
исполнением решений
- подготовки предложений
- содействия Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- разработки общей стратегии внешней политики РФ, обеспечения реализации Президентом РФ его полномочий по руководству внешней политикой РФ;
- разработки совместно с
- обеспечения деятельности
- содействия Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
- содействия Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
- обеспечения реализации
Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции:
- организация подготовки
- подготовка проектов
- подготовка предложений о
- подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;
- обеспечение обнародования
федеральных законов, выпуск
- подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ и для его программных выступлений;
- обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
- осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
- подготовка проектов
обращений Президента в
- подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
- обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;
- обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;
- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;
- содействие Президенту РФ в реализации его полномочий в области противодействия коррупции;
- обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по решению вопросов гражданства РФ;
- организационное обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по осуществлению актов помилования;
- сбор, обработка и
анализ информации о социально-
- учет и анализ обращений
граждан, предложений
- обеспечение хранения
официальных текстов (
Глава 2 Организация деятельности Администрации Президента РФ
2.1 Состав и структура Администрации Президента РФ
Об Администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова.
В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной исполнительной власти (органами государственного управления) и все президентские структуры его Администрации[10, с.100].
В узком же смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственном смысле действует на основе утверждаемого его указами «Положения об Администрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру.
В настоящее время в состав Администрации входят: