Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:27, реферат
Вначале — некоторые общие замечания о юридической ответственности в целом и о некоторых особенностях ответственности по административному праву.
В философско-теоретическом смысле ответственность — понятие весьма широкое, многоплановое, многообъемное и, что особенно важно, фундаментальное.
1. Понятие административной ответственности
2. Законодательная основа административной ответственности
3. Административные правонарушения и наступление административной ответственности
4. Виды административных взысканий. Наложение административных взысканий.
5. Административная ответственность юридических лиц
Заключение
Список литературы
По предметам ведения
Российской Федерации и по предметам
ее совместного ведения с
В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Введенный в действие с 01.01.85 этот кодекс редактировался затем 57 раз: 20 раз – указами Президиума Верховного Совета РСФСР, 5 раз – законами РСФСР, 7 раз – законами РФ и 25 раз – Федеральными законами РФ; последняя редакция – Федеральным законом РФ от 19.07.97 № 108-ФЗ.
Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.
В Общей части определены
понятие административного
В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.
Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).
Отдельные положения КоАП РСФСР к настоящему времени утратили свою юридическую силу, а некоторые устарели редакционно, поскольку не соответствуют современному государственному устройству, результатам изменений последних лет в экономической системе страны. Однако формально они до сих пор не отменены и не отредактированы. Кроме того, на территории страны действуют непосредственно и другие, довольно многочисленные положения об административной ответственности, включенные в федеральные законы, но не включенные в КоАП РСФСР. Эти, а также другие факторы, привели к тому, что в настоящее время практика применения мер административной ответственности страдает определенной противоречивостью, а ее законность не всегда поддается однозначной правовой оценке.
Нормы КоАП РСФСР об административной ответственности за административные правонарушения распространяются только на физических лиц.
Положения и нормы, указывающие
и характеризующие виды административных
правонарушений юридических лиц, и
круг субъектов этих правонарушений,
а также определяющие меру административной
ответственности для
Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты, содержащие положения об административной ответственности физических и юридических лиц, ввиду весьма значительного количества этих актов.
Один из таких актов - Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором административной ответственности посвящено немало статей, например, статьи главы 63, имеющей название "Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел".
То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.[4]
3. Административное
Административным
Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.
Всякое правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либо бездействие.
Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).
Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
Нередко одни и те же обязанности
могут быть нарушены как действием,
так и бездействием. Например, продажа
подакцизных товаров без
Административная
Поэтому здесь уместно
обратить внимание на различие между
данным выше понятием административного
проступка и понятием преступления,
под которым понимается виновно
совершенное общественно
Как следует из определения
административного
При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.
Административное
Административное
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения.[8]
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.[9]
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
При малозначительности совершенного
административного
Не подлежит административной ответственности:
- лицо, не достигшее к
моменту совершения
- лицо, хотя и совершившее
действие, предусмотренное нормативными
актами, устанавливающими
- лицо, хотя и совершившее
действие, предусмотренное нормативными
актами, устанавливающими
- лицо, которое во время
совершения противоправного
Полный перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении дан в ст.227 (КоАП РСФСР).
4. Виды административных взысканий.
Наложение административных взысканий.
Административное взыскание
- это мера административной ответственности,
применяемая к правонарушителю
за совершение административного
Цели административного взыскания:
- воспитание
правонарушителя в духе
- предупреждение
совершения новых
- предупреждение
совершения правонарушений
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совершения или
- конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом
административного
- лишение специального
права, предоставленного
- исправительные работы;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства. [13]
По отношению к должностным
лицам действующее
Законами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме вышеперечисленных, виды административных взысканий.
Например, Таможенный кодекс Российской Федерации (ст.242) предусматривает следующие виды взысканий, налагаемых за нарушения таможенных правил:
- предупреждение;
- штраф;