Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Действующее административное право содержит более широкий спектр субъектного состава административных правоотношений (виновная сторона дополнилась юридическими лицами) по сравнению с предыдущим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности имеют свои особенности. Различаются следующие из них: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и должностные лица, юридические лица.
В своей работе постараюсь раскрыть особенности административной ответственности каждого из видов субъектов в отдельности.
ВВЕДЕНИЕ 1
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
Объект правонарушения 5
Объективная сторона правонарушения 5
Субъект правонарушения 6
Субъективная сторона совершения административного правонарушения 7
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 10
ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 12
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 13
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 19
Должностные лица 19
Военнослужащие 21
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Вопреки сложившемуся в обществе стереотипу, иногда попадающему и в литературу, иностранные граждане и лица без гражданства в РФ отнюдь не лишены избирательного права. Согласно п. 1 ст. 12 Закона об иностранцах, последние не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об иностранцах постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Так, пункт 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Специальным субъектом административных правоотношений в отличие от общего субъекта - "обычных" граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих международно-правовым статусом, - выступают лица, замещающие или осуществляющие определенные должности и функции соответственно. Это вызвано в первую очередь специализированным порядком привлечения их к административной ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ).
На основании ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, установлена ответственность при виновном, как действии, так и бездействии должностного лица.
В административном праве
понятие "должностное лицо" обобщает
лиц, постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющих
функции представителя власти. Такое
лицо должно быть наделено на основании распоряжений Правительства
РФ, ведомственных приказов, должностных
инструкций (регламентов) и т.д. распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
от него в служебной зависимости. Следовательно,
должностные лица должны иметь право в
пределах своей компетенции совершать
юридически значимые действия, например,
издавать нормативно-правовые акты, давать
обязательные указания, нанимать и увольнять
работников, управлять государственным
имуществом, распоряжаться денежными
средствами и т.д. На основании этого должностными
признаются лица, выполняющие организационно-
в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;
в Вооруженных Силах РФ, других ее войсках и воинских формированиях.
В связи с тем, что, согласно КоАП РФ, должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве огромна. Вопросы ответственности должностных лиц имеют большое значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления.
Административная
Некоторые административно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве, могут конкретизировать должностное лицо по его официальному месту работы, должности и статусу. В данном случае речь будет уже идти о специальных субъектах административного правонарушения, например (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ) нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, и т.д.
Российское административное право при юридическом определении состава административного правонарушения со специальным субъектом ответственности - должностным лицом содержит существенное ограничение: административным проступком будет признано нарушение исключительно таких служебных предписаний, которые охраняют государственный и общественный правопорядок. Это означает, что механизм государственной власти регулируется как административным правом, так и одновременно правовыми предписаниями из иных отраслей права, что указывает на взаимное дополнение и уточнение отдельных положений составов правонарушений в зависимости от тяжести наступления последствий - следствия виновного деяния физического лица.
Следует также обратить
внимание на тот факт, что совершившие
административные правонарушения в
связи с выполнением
Виновное деяние должностного лица зачастую носит более социально опасный характер, вследствие того, что лица, облеченные властью, вправе решать самые различные вопросы, которые определяют соотношение баланса законных прав и интересов личности, общества и государства. В связи с этим занятие физическим лицом определенного должностного положения служит квалифицирующим признаком при законодательном закреплении санкций в отдельных статьях КоАП РФ. Например, ч.3 ст.16.1 предусматривает дифференцированную ответственность в зависимости от того, является ли физическое лицо простым гражданином или должностным лицом: сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с ее таможенной территории товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Еще одним специальным
субъектом административного
военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;
сотрудники органов
внутренних дел, органов уголовно-
За виновные деяния, посягающие на охраняемый административным правом объект, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, который определен общевоинскими уставами, например работники таможенных органов - по Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ (утвержден Указом Президента РФ от 16 ноября 1998г. N1396); военнослужащие - по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. N2140); работники горноспасательных служб - по Дисциплинарному уставу военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве (утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994г. N879) и т.д.
Правовой статус военнослужащих, граждан, проходящих службу по призыву и по контракту, определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998г. №53-ФЗ (ред. от 01.04.2005г.). Согласно ст.2 этого Закона военная служба Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В соответствии Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане хотя и не могут быть призваны на военную службу по призыву, включая альтернативную гражданскую службу, однако вправе поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала. Таким образом, иностранцы могут признаваться субъектами административного правонарушения, где его состав предусматривает специальным субъектом административного проступка военнослужащих и приравненных к ним лиц, если лица, не обладающие российским гражданством, будут военнослужащими.
К данным лицам не могут быть применены административные наказания (санкции) в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Это вытекает из особой природы и характера государственной службы, которую несет то или иное должностное лицо. Так, административный арест, по сути, несовместим с несением гражданином военной службы; административный штраф также не применяется к военнослужащему, проходящему службу по призыву, так как он находится на полном государственном довольствии, т.е. государство не видит смысла перечислять денежные суммы из бюджета одного уровня в другой. Однако в настоящее время, согласно КоАП РФ, военнослужащий может лишиться водительских прав за нарушения правил дорожного движения, как и обычный гражданин.
В отличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс об административных правонарушениях содержит дополнительный виновный субъект - юридическое лицо.
В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правовое положение юридических лиц регулируют следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах" - открытые и закрытые акционерные общества;
Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - общества с ограниченной ответственностью;
Федеральный закон от
14 ноября 2002г. N161-ФЗ "О государственных
и муниципальных унитарных
Федеральный закон от 12 января 1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, фонды, учреждения и т.д.);
Федеральный закон от 19 мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" - общественные объединения;
иные нормативно-правовые акты.
В связи с этим при применении к юридическим лицам административно-правовых санкций необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным и региональным законодательством, так как любая организационно-правовая форма предполагает различия в правовом положении определенного юридического лица в РФ.
Часть 2 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ч.1 ст.1.4 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Необходимо отметить, что, согласно ч.3 ст.1.7 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по данному делу.
Часть 2 ст.2.10 КоАП РФ определяет, что, если в статьях разд.I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц