Административная ответственность: поняие, основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание

Административная ответственность как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика
Понятие, признаки административной ответственности…………………..6
Цели, функции и стадии административной ответственности…………...10
Характеристика оснований административной ответственности………..13
Глава 2. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности………………………………………………….16
Глава 3. Особенности института административной ответственности
3.1 Особенности административной ответственности должностных лиц…..18
3.2 Особенности административной ответственности юридических лиц…..21
3.3 Особенности административной ответственности физических лиц…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

готовая курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Институт права, социального управления и безопасности 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

Курсовая  работа

по теме

«Административная ответственность: понятие, основные черты»

 

Четкаревой  Натальи Александровны

студента  заочной  формы обучения

группы 030900-21

специальности «Юриспруденция»

 

Проверил: 
к.ю.н., доцент

Игнатов Дмитрий Сергеевич

Ижевск 2013

 

 

 

План

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Административная ответственность  как правовой институт: общая характеристика

    1. Понятие, признаки административной ответственности…………………..6
    2. Цели, функции и стадии административной ответственности…………...10
    3. Характеристика оснований административной ответственности………..13

Глава 2. Отличие  административной ответственности  от иных видов юридической ответственности………………………………………………….16

Глава 3. Особенности института  административной ответственности

3.1 Особенности административной ответственности  должностных лиц…..18

3.2 Особенности административной  ответственности  юридических  лиц…..21

3.3 Особенности административной  ответственности  физических  лиц…….25

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список……………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административная  ответственность как разновидность  правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Административная ответственность  — это применение государственными органами, представителями власти и  должностными лицами мер административного воздействия, определенных государством, к гражданам и организациям в надлежащих случаях за нарушение законности и государственной дисциплины.

Административная ответственность  является сложной и многогранной категорией административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

Во-первых, административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого  административно-правовыми нормами. Уяснение юридической природы административной ответственности, умение соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-правового принуждения является важнейшей задачей административного права, административно-правовой науки и юридической практики.

Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры административной ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер административной ответственности, составляют обособленную часть административного права, именуемую институтом административной ответственности. Познание института административной ответственности в равной мере необходимо при осуществлении государственного контроля (надзора) в различных сферах: сфере налогообложения, охраны окружающей среды, дорожной безопасности пожарной безопасности и т. д.

В-третьих, законодательство об административных правонарушениях  претерпело конструктивные изменения  в связи с принятием и вступлением  в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях. Новый кодекс провел разделение федерального и регионального  законодательства об административных правонарушениях, признал в качестве субъектов института административной ответственности юридических лиц, закрепил ряд правовых принципов, презумпций и дефиниций, призванных обеспечить единообразие правоприменения по делам об административных правонарушениях, предоставил исключительные полномочия по назначению административных наказаний, ограничивающих конституционные права и свободы судьям.

В-четвертых, административная ответственность находит свое внешнее  выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, которое осуществляется совместными усилиями органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судьями. Данное производство имеет место наряду с уголовным, арбитражным и гражданским процессами, что объективно требует всестороннего изучения особенностей производства по делам об административных правонарушениях, позволяющий отграничить его от иных процессуальных действий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления с точки зрения законности и единообразия.

Цель моей курсовой  работы - изучение теоретических основ административного  права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.

В связи с указанной  целью были сформулированы следующие задачи:

- определить  понятие административной ответственности; 

- выявить основные черты  административной ответственности; 

- проанализировать  соотношение административной ответственности  с другими видами юридической  ответственности; 

- рассмотреть  особенности института административной  ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная ответственность  как правовой институт: общая характеристика

 

1.1 Понятие,  признаки административной ответственности

 

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к  следующему:

— во-первых, она является составной частью административного  принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми  его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

— во-вторых, фактическим  основанием административной ответственности  является административное правонарушение;

— в-третьих, в отличие  от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную  отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном, административная ответственность урегулирована  нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

— в-четвертых, субъектами административной ответственности  могут быть как физические, так  и юридические лица;

— в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности, хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту;

— в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;

— в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться  широким кругом уполномоченных на это  субъектов. Глава 23 КоАП РФ предусматривает  в качестве таковых 58 видов несудебных органов, а также судей — и это только федеральный уровень, тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания — только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности — в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

— в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым наказанию в течение установленного срока (один год).

Несмотря на имеющиеся  отличия административной ответственности  от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для  всех для них является то, что  основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.

Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых факторов принято выделять следующие:

1) нормативное основание,  т. е. наличие норм права,  устанавливающих административную  ответственность и регулирующих ее;

2) фактическое основание,  каковым является деяние (действие  или бездействие) конкретного  лица, нарушающее правовые предписания,  охраняемые административными санкциями  (т.е. наличия административного  правонарушения);

3) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

По мнению отечественного ученого Е.В. Додина: «Административный  проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок — это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности».1

Что же касается процессуального  основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое. Любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Таким образом, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет.

Непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих установленных нормами административного права принудительных мер без обращения в суд называется административным принуждением.

Административное принуждение  является разновидностью государственного принуждения со всеми свойственными  ему общими признаками (это, прежде всего, деятельность, причем деятельность правоприменительная, направленная на защиту правопорядка, реализуемая в рамках охранительных отношений, и пр.), но имеющее некоторые только ему свойственные особенности.

Особенности административного  принуждения следующие:

- осуществляется в  рамках внеслужебного подчинения, являясь при этом одним из  способов реализации функциональной  власти;

-распространяется не  только на отдельных лиц (как  в случае с уголовно-правовым  принуждением), но и на их коллективы;

- характеризуется множественностью субъектов его применения (а это десятки различного рода органов и категорий должностных лиц);

-регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер административного принуждения,  а также основания и порядок их применения.

Меры административного  принуждения, применяемые органами исполнительной власти по их функциональному (целевому) назначению, следует подразделять на:

1) меры административного  предупреждения правонарушений;

2) меры административного  пресечения правонарушений (в том числе — и меры процессуального обеспечения производства);

3)меры административного  наказания (административной ответственности).

 

1.2 Цели, функции и стадии административной  ответственности

Информация о работе Административная ответственность: поняие, основные черты