Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Эффективность правового регулирования общественных от¬ношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отно¬шений. И в зависимости от изменений этих потребностей ме¬няются роли, объемы и соотношение основных составляющих права — его институтов и отраслей. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Законодательство об административной ответственности 4
2. Административная ответственность 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект).
Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых обстоятельств, исключающих общественную опасность совершенного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость).
К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот необходимая оборона и крайняя необходимость — это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения.
Необходимая оборона — это защита гражданином своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов другого лица, общества или государства от противоправного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью в этом к другим лицам или органам власти. Как такового института необходимой обороны КоАП РФ напрямую не предусматривает.
Крайняя необходимость — это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в ст. 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом.
Правонарушение — это деяние всегда виновное, т. е. умышленное или неосторожное. Неосторожную вину следует отличать от невинного причинения вреда или казуса (случая), при котором юридическая ответственность (в том числе и административная) не наступает (исключается). Суть казуса состоит в том, что лицо, совершившее то или иное деяние, формально закрепленное как правонарушение, но при этом не должно и не могло предвидеть общественно опасные (общественно вредные) последствия своих действий. Например, это очень распространено при дорожно-транспортных происшествиях.
Исходя из принципа законности, административная ответственность может быть наложена на конкретное лицо только при наличии в его действиях либо бездействии признаков состава конкретного правонарушения, т. е. объекта противоправного посягательства, объективной стороны противоправного деяния, субъекта правонарушения и его отношения к содеянному — субъективной стороны правонарушения. И для того, чтобы застраховать людей и их коллективы от необоснованных обвинений в совершении правонарушений в законодательстве стран с демократическим характером общества, в том числе и в России, выработан принцип неответственности, именуемый презумпцией невиновности.
Принцип презумпции невиновности является конституционным (содержится в ст. 49 Конституции РФ) и означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Применительно к институту административной ответственности этот принцип сформулирован в ст. 1.5 КоАП РФ.
Данный принцип распространяется как на физических, так и на юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, и исходит из того, что всякое сомнение, которое не представляется возможным устранить в установленном законом порядке, должно истолковываться в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Иными словами, существует законом установленное предположение, что лицо даже при наличии фактических обстоятельств, свидетельствующих о признаках объективной стороны правонарушения (т. е. конкретного деяния, противоправного результата и наличия причинной связи между ними), считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Причем бремя доказывания ложится не на это лицо, а на органы обвинения.
Таким образом,
административная ответственность - это
вид юридической ответственност
- она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами;
- фактическим
основанием административной
- административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
- субъектами
административной
- административное
наказание как мера
Основаниями административной ответственности служат наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее (нормативное основание); деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т. е. наличие административного правонарушения) – это фактическое основание; и процессуальное основание - правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.
Цель административной
ответственности опосредуется через
функции, которые она выполняет:
превентивную (или предупредительно-
В своем развитии административная ответственность проходит следующие основные стадии:
- стадия возникновения
юридической ответственности (
- стадия конкретизации
юридической ответственности (
- стадия реализации юридической ответственности, начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания).
Таким образом, существование административной ответственности как такавой призвано осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону. Ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.
1.Конституция Российской Федерации [текст] : офиц.документ. – М.: Рид Групп, 2010. – 48 с.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [текст]: [фед. закон: принят Гос. Думой 20декабря 2001г.:одобр. Советом Федерации 26декабря 2001г.: по состоянию на 01апреля 2011г.]. – М.:Рид Групп,2011. – 384 с.
3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [текст]: / под ред. Н.Г.Салищевой. – М.: ТК Велби, 2002.- 894 с.
4. Административное право[текст]:учеб. пособие; под ред. Ю.А.Дмитриева. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 567 с.
5. Салищева, Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации [текст]: учеб. пособие/Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева . – М.:ИГП РАН, 2001.-312с.
6.Сатышев, В.Е.
Административное право [текст]
7.Теория государства и права [текст]: учебник ; под ред. В.М. Корельского , В.Д. Перевалова.- 2-е изд., изм. и доп.- М.: Экзамен, 2000.- 569 с.
8.Тимошенко, И.В. Административная ответственность [текст]: учеб. пособие/И.В. Тимошенко. – М.:МарТ, Ростов н/Дону, 2004.- 496 с.
9.Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс [текст]: учеб. пособие/Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2001.- 371с.
10. Хаманева , Н.Ю. Административная ответственность: Вопросы теории и практики [текст]: учеб. пособие / Н.Ю.Хаманева. – М.: ИГП РАН, 2004.-428с.
1 Сатышев В.Е. Административное право. М., 2011.С.45.
2 Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274
3 Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485
4 Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690
5 Тимошенко И.В. Административная ответственность. М., 2004. С.15.
6 Тимошенко И.В. Административная ответственность. М.,2004.С.17.
7 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2001. С.18.
8 Салищева Н.Г. Хаманева Н.Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001.С.159.
9 Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Теория государства и права М., 2000. С. 439.
10 Тимошенко И.В. Административная ответственность. М., 2004. С. 27.
11 Дмитриев Ю.А. Административное право Ростов н/Дону,2002. С.327.
12Хаманевой Н.Ю. Административная ответственность: Вопросы теории и практики М., 2004.С. 90.