- лицо, не достигшее к
моменту совершения административного
правонарушения 16-летнего возраста;
- лицо, хотя и совершившее
действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими
административную ответственность за
административные правонарушения, но
действовавшее в состоянии крайней необходимости,
то есть для устранения опасности, угрожающей
государственному или общественному порядку,
государственной или общественной собственности,
правам и свободам граждан, установленному
порядку управления, если эта опасность
при данных обстоятельствах не могла быть
устранена другими средствами и если причиненный
вред является менее значительным, чем
предотвращенный вред;
- лицо, хотя и совершившее
действие, предусмотренное нормативными
актами, устанавливающими административную
ответственность за административные
правонарушения, но действовавшее
в состоянии необходимой обороны,
то есть при защите государственного или общественного порядка, государственной
или общественной собственности, прав
и свобод граждан, установленного порядка
управления от противоправного посягательства
путем причинения посягающему вреда, если
при этом не было допущено превышения
пределов необходимой обороны;
- лицо, которое во время
совершения противоправного действия
либо бездействия находилось
в состоянии невменяемости, то
есть не могло отдавать себе
отчет в своих действиях или
руководить ими вследствие душевной
хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности,
слабоумия или иного болезненного состояния.11
Полный перечень обстоятельств, исключающих
производство по делу об административном
правонарушении дан в ст.227 (КоАП РСФСР).
4. Административная ответственность
юридических лиц.
Нормы, предусматривающие
административную ответственность
юридических лиц, в КоАП РСФСР
отсутствуют. Но, хотя вопрос административной
ответственности юридических лиц
еще является предметом дискуссий
специалистов и пока не получил в отечественном праве ни концептуально
определенного, ни практически приемлемого
разрешения, тем не менее немало действующих
нормативных правовых актов уже предусматривают
такую ответственность. В федеральных
нормативных правовых актах понятие административной
ответственности юридических лиц применяется
редко; чаще оно встречается в актах субъектов
Российской Федерации - обычно в сочетании
с административной ответственностью
руководителей юридических лиц. Основной,
если не единственной, мерой административной
ответственности юридических лиц в современной
правоприменительной практике является
штраф. Дискуссионность административной
ответственности юридических лиц обусловлена
рядом причин, которые здесь не обсуждаются.
Одна из причин та, что согласно КоАП РСФСР
(ст.23) административное взыскание применяется
в целях воспитания лица, совершившего
административное правонарушение, в духе
соблюдения законов, уважения к правилам
общежития, а также предупреждения совершения
новых правонарушений, как самим правонарушителем,
так и другими лицами. Очевидно, что говорить
о воспитании можно только применительно
к физическому лицу. В юридической литературе
можно встретить различные мнения по поводу
правомерности привлечения к административной
ответственности юридических лиц. Преобладают,
по мнению автора, скептическое и отрицательное
отношения. Так, например, в книге "Налоги
и налоговое право" (под ред. А.В. Брызгалина
- М.: Аналитика-Пресс, 1997) говорится (стр.512),
что "субъектом, т.е. лицом, которое может
нести ответственность за совершение
административного проступка, может быть
только физическое лицо (гражданин, индивидуальный
предприниматель, должностное лицо предприятия)".
В этом плане достаточно симптоматичен
понятийный аппарат, использованный в
"Положении о порядке применения экономических
санкций за нарушение порядка применения
цен и тарифов и условий, их ограничивающих",
утвержденном постановлением Правительства
Москвы от 26.08.97 № 651 "О совершенствовании
контроля за соблюдением дисциплины цен".
Это Положение (п. З) к нарушениям порядка
применения регулируемых цен и тарифов,
цен и тарифов субъектов естественной
монополии относит нарушения дисциплины
цен, указанные в пункте 2 статьи 2 закона
г. Москвы от 2б.02.97 № 3 "О государственном
контроле за соблюдением порядка применения
регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов
субъектов естественной монополии".
В Положении везде, где речь идет о нарушениях
дисциплины цен применительно к юридическим
лицам, говорится не о мерах административной
ответственности, а об экономических или
финансовых санкциях по отношению к этим
лицам. В то же время там, где речь идет
об ответственном должностном лице предприятия,
виновном в нарушении дисциплины цен,
там появляется ссылка на статьи 146 "Нарушение
государственной дисциплины цен" и
224 "Органы Государственной инспекции
цен" КоАП РСФСР и говорится уже об административном
правонарушении. Однако на практике приходится
считаться с тем, что действующее законодательство
содержит правовые нормы, служащие основанием
для применения к юридическим лицам мер
административной ответственности в виде
штрафов, иногда довольно значительных.
Поэтому, безусловно, обосновано включение
разделов об административной ответственности
юридических лиц в книги по административному
праву Российской Федерации. Очевидно,
что полностью эта проблеме будет разрешена
новым кодексом об административных правонарушениях.
Заключение
Подводя итог, можно дать
следующее (в известной мере условное
и учебное) определение административная ответственность
— это комплекс мер ответственности, представляющих
в совокупности разновидность юридической
ответственности, проявляется в применении
уполномоченным кругом органов или должностных
лиц в соответствии с действующим законодательством
административных взысканий к лицам (физическим
и юридическим лицам), совершившим административное
правонарушение; такая ответственность
имеет свою специфическую структуру (основания
ответственности, субъекты отношений,
возникающих в связи с её реализацией,
условия её применения), а также предусмотренные
в правовом порядке меры ответственности,
т.е. административные взыскания за совершение
такого рода противоправного деяния. В
приведённом определении охвачены основные,
но далеко не все элементы, признаки, характеризующие
административную ответственность. В
частности, не выделены критерии и признаки,
отличающие её от уголовной, гражданско-правовой,
экологической и других видов юридической
ответственности. Однако эти проблемы
не «вмещаются» в рамки данного реферата
и требуют отдельного, самостоятельного
анализа.
Список литературы:
- Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.
- Алёхин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч.1. М., 1994.
- Бахрах Д.Н. Административное право. Часть Общая. М., 1993.
- Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998.
- КоАП РСФСР
- КоАП РФ
- Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.
- Овсянко Д.М. Административное право. М., 1995.
- Советское административное право. М., 1990.
- Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1994.
1 Тихомиров Ю.А. Курса
сравнительного правоведения. С.30
2 Алексеев С.С. Государство
и право. М., 1996. С. 101.
3 Конституция Российской
Федерации, ст. 72, 76, 126.
4 КоАП РСФСР, ст. 2
5 КоАП РСФСР, ст. 10
6 КоАП РСФСР, ст. 10
7 КоАП РСФСР, ст. 11, 12
8 КоАП РСФСР, ст. 9
9 КоАП РСФСР, ст. 9
10 КоАП РСФСР, ст. 21, 22
11 КоАП РСФСР, ст. 13, 18-20