Административно - правовые формы и методы реализации исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание

Административно-правовые методы - это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления.

Содержание

Административно - правовые формы и методы реализации исполнительной власти…………………………………… …………………...3
1. Понятие административно- правовых форм…………………………..3
2. Административно- правовые договоры…………..…………………….8
3. Список литературы………………..………………..…………………….16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.80 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

Административно -  правовые   формы и методы   реализации исполнительной   власти……………………………………  …………………...3

1.   Понятие   административно- правовых   форм…………………………..3

2.   Административно- правовые   договоры…………..…………………….8

     3.   Список литературы………………..………………..…………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административно -  правовые   формы  и методы   реализации исполнительной   власти.

 

  1. Понятие   административно - правовых   форм.

 

 

Административно-правовые методы - это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления. Для методов управления характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются повседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнительной власти по принятию правовых актов, а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы управления производны от политического режима государства.

Государственная власть проявляет  себя определенным образом в разнообразных  общественных отношениях. Государственная  власть не реализуется сама по себе. Ее содержание выражено в определенных действиях различного рода.

Разделение властей предполагает не только функциональную определенность каждой ветви единой государственной власти, но и оснащение их механизмом, с помощью которого они воплощаются в конкретной практической деятельности.

Государственная власть должна действовать, проявлять себя соответствующим  образом в разнообразных общественных отношениях. Это означает, что необходим механизм ее реализации, придающий ее ветвям меняющийся характер. Государственная власть не реализуется сама по себе. Она всегда воплощается в конкретных действиях различного рода, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами, т.е. соответствующими государственными органами. Данное условие полностью применимо и к исполнительной власти, точнее к деятельности исполнительных органов государственной власти, повседневно и многообразно ее реализующих.

Такая позиция позволяет определить сущность и провести видовую классификацию специфической научно-практической категории - форм государственно-управленческой деятельности (форм управления). В соответствии с современным законодательством данная категория может характеризоваться в качестве форм реализации исполнительной власти.

В общенаучном толковании «форма» органически связана  с иной категорией такого же плана, а именно - с «содержанием». В таком  аспекте под формой понимается тот  или иной вариант выражения содержания. Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения  ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего  юридических), которые характеризуют  ее как специфическую ветвь единой государственной власти. Это - верная в методологическом плане, однако, достаточно общая посылка. Дело в том, что содержание исполнительной власти раскрывается и в ее функциях, и в компетенции ее субъектов, и в методах, используемых ими в интересах решения поставленных перед ними задач и т.п. В совокупности все это дает представление о том, для чего формируется система исполнительной власти, что она и ее отдельные звенья практически делают ради выполнения управленческих функций, решения управленческих задач, т.е. осуществления государственно-управленческой деятельности. При этом имеются в виду такого рода действия субъектов исполнительной власти, которые типичны в своих основных проявлениях, независимо от особенности организационно-правового статуса того или иного исполнительного органа. Содержание государственно-управленческой деятельности поддается тем самым достаточно отчетливому восприятию.

В то же время ограничиться констатацией лишь данного методологического  момента недостаточно. Внимание, в  частности, не может не привлечь следующее  весьма существенное обстоятельство. Каждый орган исполнительной власти либо его представитель (должностное  лицо) в силу закрепленной за ними компетенции  имеют возможность действовать  тем или иным образом в тех  или иных конкретных ситуациях. Превращение  такой возможности в реальность предполагает в обязательном порядке  совершение ими определенных активных действий (например, принятие решения, рассмотрение и разрешение жалобы гражданина, осуществление регистрационных  или контрольно-надзорных действий и т.п.). Подобные действия выражают содержание государственно-управленческих функций, в них реализуется компетенция  данного субъекта управления. Придание им того или иного варианта внешнего выражения. Только выраженные подобным образом они становятся реальным, т.е. работающим средством решения  управленческих задач и функций.

Однако действия, совершаемые  субъектами исполнительной власти, по своему характеру и назначению различны. Значит должны быть различными и варианты их внешнего выражения. Особое значение при этом имеет тот факт, что  в таком выражении прежде всего  нуждаются те из них, в которых  заключено непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие того или иного субъекта исполнительной власти на соответствующий объект. Иначе цель управления вообще не достигается.

С другой стороны, исполнительные органы осуществляют многие действия, непосредственно не связанные с  управляющим воздействием. Например, это действия, обеспечивающие подготовку указанного воздействия либо его  эффективность, сбор информации о результатах  управляющего воздействия (разработка проектов управленческих решений, контроль за выполнением принятых и т.п.).

Сочетание действий различного назначения придает механизму исполнительной власти состояние постоянного «движения», позволяет ему практически реализовать  свое конституционное назначение. Внешнее  выражение этих действий осуществляется по-разному.

Если субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственного  управляющего воздействия, его действия подобного рода всегда получают свое внешнее выражение «за пределами» его аппарата, т.е. в его взаимодействии с объектами управления (например, с нижестоящими исполнительными  органами, общественными объеди­нениями, гражданами т.п.). Если же его действия такого рода воздействие не осуществляют, они также должны получить соответствующее  внешнее выражение, т.е. в тех или  иных отношениях преимущественно внутриорганизационного или же внутриаппаратного характера. Но и они различны по своему назначению.

Так, к их числу относятся  управленческие действия, совершаемые  повседневно в интересах организации  и обеспечения порядка работы данного исполнительного органа, т.е. нормального взаимодействия всех структурных подразделений аппарата данного органа и его административного  персонала. Например, в Законе о Правительстве  Российской Федерации этим вопросам посвящен раздел VI (порядок проведения заседаний Правительства, полномочия Председателя по организации работы Правительства, порядок создания постоянных и временных комиссий и других рабочих органов и т.п.). Фактически - это действия, совершаемые руководителем исполнительного органа, адресуемые подчиненным работникам его служебного аппарата. Но это не исключает того, что управленческие действия такого рода воплощаются в отношениях, выходящих за рамки служебного аппарата органа (например, проведение инструктивного совещания с работниками нижестоящих органов или служб и т.п.).

Важное значение имеют  и последствия совершаемых внешне выраженных управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других-не вызывают таковых.

Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что  они могут выступать в роли:

а) форм реализации исполнительной власти;

б) форм государственно-управленческой деятельности.

 Главенствующее значение  в механизме функционирования  исполнительной власти принадлежит  первым, так как они выражают  внешне юридическое воздействие. В них внешнее выражение фактически получает сама исполнительная власть со всеми своими атрибутами. Это -формы управления в собственном смысле.

Формы же государственно-управленческой деятельности следует понимать в  широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных  лиц) действий, включая и те, которые  не носят характер прямого юридического воздействия. Они, как более общая  категория, включают в свой состав формы  реализации исполнительной власти, но могут пониматься и более узко, т.е. как совокупность действий, совершаемых  исполнительными органами (их аппаратом) за рамками непосредственного управляющего воздействия.

Можно выявить следующую методологическую и фактическую позицию:

не все, что практически  совершается в процессе государственно-управленческой деятельности, прямо выражает задачи и функции исполнительной власти; многие действия управленческого характера  служат интересам «самоорганизации».

Обобщая изложенные положения, можно утверждать, что под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Если такого рода управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их обобщенно  можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

 

 

 

2. Административно  - правовые   договоры.

 

 

Административный договор - правовая форма взаимодействия и  взаимоотношений субъектов административного  права по реализации управленческих функций публичного характера. Как  правило, административный договор заключается между органами исполнительной власти (федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти - по горизонтали; между федеральными и региональными (субъектов РФ) органами исполнительной власти - по вертикали; между органами исполнительной власти субъектов РФ). Порядок заключения административных договоров (соглашений) между Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ регулируется ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ". В указанном Законе определены содержание соглашения, порядок его принятия и расторжения, условия исполнения. Административный договор также широко распространены между федеральными министерствами, иными федеральными исполнительными органами и главами администрации (губернаторами) субъектов РФ. В отличие от гражданско-правового договора в административном договоре сторонами являются органы, осуществляющие публично -властные полномочия.

Поскольку термин «административный  договор», несмотря на его непризнанность на административном нормативном уровне, занял свое место в административной науке, на него возлагаются соответствующие  функции, а именно:

-структурно-организационная;

-социального компромисса;

-обеспечительная;

-ориентационно-стимулирующая;

-демократизации исполнительной власти;

-воспитательная;

-охранительная.

Административный договор  характеризуется комплексным характером, поскольку содержит административные и гражданско-правовые признаки. Это  проявляется, в частности, и в  ряде законодательных актов, предусматривающих  заключение таких договоров.

Необходимо обратить внимание на классификацию административных договоров, а именно: двух- и многосторонние; типовые и консенсуальные, предварительные  и основные;

а) по предметному критерию:

-договоры о компетенции, в частности, о разграничении или делегировании полномочий и предметов ведения;

-договоры в сфере управления государственной собственностью;

-договоры, обеспечивающие государственные нужды (государственные контракты);

-договоры с военнослужащими, студентами;

-финансовые и налоговые соглашения;

-договоры о взаимодействии, сотрудничестве;

-концессии, инвестиционные соглашения;

-договоры о предоставлении некоторых платных услуг частным лицам и др.;

б) по смыслу: чисто организационные  и смешанные (организационные вопросы  связаны с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и  др.).

В процессе функционирования исполнительных органов государственной  власти, действительно, иногда возникают  договорные связи между отдельными субъектами управления, между ними и общественными объединениями.

Договорные связи это  новое и еще недостаточно осмысленное  явление, потому что сама природа  государственного управления предполагает императивность односторонних юридически-властных волеизъявлений, а договорные связи  исходят из равенства их участников. Если такого рода связи существуют, то их следует отнести к числу  горизонтальных, т.е. не способных непосредственно  быть формой реализации исполнительной власти. Приводимые, как правило, иллюстрации (совместные решения двух министерств, договорная милиция и т.п.) подтверждали такой вывод.

Информация о работе Административно - правовые формы и методы реализации исполнительной власти