Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:54, реферат
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниям
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
предотвращение
лицом, совершившим административное
правонарушение, вредных последствий
административного
совершение
административного
совершение
административного
совершение
административного
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Большинство указанных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.
Согласно ст. 4.3 КоАП РФ к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
повторное
совершение однородного административного
правонарушения, если за совершение первого
административного
вовлечение
несовершеннолетнего в
совершение
административного
совершение
административного
совершение
административного
Данные
отягчающие обстоятельства, перечисленные
в КоАП РФ, являются исчерпывающими,
никакие другие факторы нельзя трактовать
в качестве таковых. Учет отягчающих
обстоятельств позволяет
Перечисленные
обстоятельства, не могут учитываться
как отягчающие в случае, если они
предусмотрены в качестве квалифицирующего
признака административного
соответствующими нормами об административной ответственности за совершение правонарушения.
Важный принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, — недопустимость удвоения административной ответственности. Согласно ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Для уяснения правил назначения административного наказания при совершении нескольких административных правонарушений важно разобраться в том, что такое множественность проступков. Под множественностью понимается ситуация, при которой каждое совершенное лицом деяние образует состав правонарушения и квалифицируется по самостоятельной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. При этом имеются в виду правонарушения, за которые лицо не подвергалось административному наказанию и сроки давности привлечения к административной ответственности по которым не истекли.
Множественность
административных правонарушений имеет
две формы: совокупность и повторность.
Под совокупностью
понимается совершение одним лицом нескольких
правонарушений до привлечения к ответственности.
При совершении лицом двух и более административных
правонарушений наказание назначается
за каждое из них. Таким образом, в отличие
от уголовного административное законодательство
не предусматривает возможности сложения
наказаний. Исключение составляют случаи,
когда лицо совершило несколько административных
правонарушений, дела о которых рассматриваются
одним и тем же органом, должностным лицом.
При этом, согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, наказание
назначается в пределах только одной санкции.
В
ранее действовавшем КоАП РСФСР
содержалась специальная
Иную роль при назначении административного наказания играет повторность. Под повторностью понимается совершение нового административного правонарушения после привлечения лица к ответственности за предыдущее. При назначении административного наказания повторность может служить отягчающим обстоятельством или квалифицирующим признаком.
Примером второго случая является приведенная выше норма, в соответствии с которой нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию (ч. 2 ст. 5.27). В случае первого подобного нарушения в соответствии с ч. 1 этой же статьи максимально возможное наказание составляет штраф в размере 5 тыс. руб. Таким образом, за совершение правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок, предусмотрена повышенная административная ответственность.
Законодательство об административных правонарушениях предусматривает давность привлечения к административной ответственности. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Говоря
о сроках давности привлечения к
административной ответственности, следует
иметь в виду, что здесь под
месяцем и годом понимается соответственно
календарный месяц и
ностный срок истекает в 24 часа последних суток установленного срока.
При
длящемся административном правонарушении
указанные сроки начинают исчисляться
со дня обнаружения
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения. Применение дисквалификации по истечении более длительного времени, видимо, малоэффективно.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки для определения давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. В данном случае день принятия решения — это дата вынесения прокурором, следователем или дознавателем в соответствии со ст. 148 УПК РФ постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или день вынесения следователем в соответствии со ст. 213 УПК РФ постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования.
Согласно
ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном
правонарушении рассматривается по
месту его совершения. Лицо, в
отношении которого ведется производство
по делу об административном правонарушении,
имеет право обратиться с ходатайством
о рассмотрении дела по месту его
жительства. В случае удовлетворения
этого ходатайства срок давности
привлечения к административной
ответственности
Законодательство об административных правонарушениях определяет срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Это своеобразный испытательный срок, который позволяет определить, достигнуты ли цели административного наказания.
По
истечении одного года со дня окончания
исполнения постановления о назначении
наказания лицо считается не подвергавшимся
административной ответственности
и при назначении нового административного
наказания не может учитываться
такое отягчающее обстоятельство, как
повторность. Повторность не может
рассматриваться в данном случае
и в качестве квалифицирующего признака
административного
Административное правонарушение может быть связано с причинением потерпевшему физического, имущественного или морального вреда. В КоАП РФ наряду с термином «вред» используется в качестве его синонима понятие «ущерб», в частности в ст. 4.7.
Судья,
рассматривая дело об административном
правонарушении, вправе при отсутствии
спора о возмещении имущественного
ущерба одновременно с назначением
административного наказания
Действовавший
ранее КоАП РСФСР допускал, что
вопрос о возмещении имущественного
ущерба помимо суда в некоторых случаях
мог решаться административной комиссией,
комиссией по делам несовершеннолетних,
некоторыми другими органами, уполномоченными
рассматривать дела об административных
правонарушениях. Теперь же этот вопрос
отнесен исключительно к
В
ст. 4.7 КоАП РФ не говорится о возможности
одновременно с назначением