Административное право Граждане РФ как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. В 1994-1995 гг. Государственной Думой было принято свыше трехсот федеральных законов, из которых более двухсот подписаны Президентом Российской Федерации. Особенно интенсивно развивалось конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство, законодательство о выборах, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3
1. Субъекты административного права…………………………………….....6
1.1. Административная правоспособность…………………………………....6
1.2 Административная дееспособность…………………………………….…7
2. Граждане как субъекты административного права…………………….….8
3. Права и обязанности гражданина РФ……………………………………...11
3.1. Статус личности……………………………………………………….…..11
3.2. Статус гражданина РФ…………………………………………….……...12
3.3. Социальный статус………………………………………………………..13
3.4. Особый статус……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………….…………………….16
Список использованных источников………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

административное право.docx

— 38.54 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….…..3

1. Субъекты административного права…………………………………….....6

1.1. Административная  правоспособность…………………………………....6

1.2 Административная  дееспособность…………………………………….…7

2. Граждане как субъекты  административного права…………………….….8

3. Права и обязанности гражданина  РФ……………………………………...11

3.1. Статус личности……………………………………………………….…..11

3.2. Статус гражданина РФ…………………………………………….……...12

3.3. Социальный статус………………………………………………………..13

3.4. Особый статус……………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………….…………………….16

Список использованных источников………………………………………….17

 

 

 

 

Введение:

За прошедшее время законодательство Российской Федерации существенно  обновилось и стало занимать ведущее  положение в регулировании общественных отношений. В 1994-1995 гг. Государственной  Думой было принято свыше трехсот  федеральных законов, из которых  более двухсот подписаны Президентом  Российской Федерации. Особенно интенсивно развивалось конституционное, гражданское, трудовое, административное законодательство, законодательство о выборах, что  позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения  государственных органов, прав и  свобод граждан.

Вместе с тем столь стремительный  темп законотворчества явился одной  из причин бессистемности и хаотичности  законодательства. В настоящее время  на территории России одновременно действуют  акты Верховных Советов РСФСР  и СССР, союзные и республиканские (РСФСР) законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства  Российской Федерации, ведомственные  акты федеральных органов исполнительной власти.

Характерной чертой современного российского  законодательства является его нестабильность, обусловленная существенными изменениями  и колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками государственного аппарата, чрезмерной ролью субъективного  курса.

Говоря об отрасли административного  права необходимо отметить, что действующий  на сегодняшний день оно до сих  пор не в полной мере приведено  в соответствие с Конституцией. В  свете этого обстоятельства административное право не может в полном объеме и систематично регулировать важные отношения в области государственного управления, например: порядок разработки и принятия управленческих решений  в органах общей компетенции. Многие институты административного  права недостаточным образом  исследованы, в свою очередь практика идет по пути использования понятий и категорий иных отраслей права. Таким образом, нынешнее административное право формируется многими источниками и, к сожалению, отсутствует единая централизованная воля со стороны федеральной представительной власти, которая могла бы обеспечить единообразие.

Так как предметом регулирования  административного права является совокупность тех отношений, которые  складываются в сфере государственного управления, рассматривая гражданина, как субъект административного  права, в настоящей ситуации особенно важно соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую  из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся  на основе права и демократии, может  наиболее эффективно обеспечить права  и свободы граждан.

Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в  Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Однако, не все права и обязанности  человека и гражданина производны от его конституционного правового  статуса. Немало таких, которые находятся  за пределами такого статуса и  устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

 

1. Субъекты административного права.

Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий в сфере государственного управления, возложенных на него административным правом.

Одной из характерных черт субъектов административного права  считается то, что их права и  обязанности регулируются не только законами но и подзаконными нормативными актами, например, установление правил, за которые наступает административная ответственность по статьям 85,101, 144, 149 «Кодекса об административных нарушениях» отнесена к полномочиям местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов.

Субъекты административного права  могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

1. Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта;

3. Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

1.1. Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Административная правоспособность гражданина - это признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного, правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

1.2 Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений, а также нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Она возникает по достижении гражданином определенного возраста:

1.2.1. полная - с 18 лет;

1.2.2.ограниченная - с 16 лет;

1.2.3. частичная - с 7 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными. 

2. Граждане как субъекты административного права.

Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

1. Индивидуальные субъекты: граждане Российской Федерации; иностранные граждане; лица без гражданства.

2. Коллективные субъекты:

2.1. Государственные организации: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

2.2. Негосударственные организации: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; различные коммерческие структуры; органы местного самоуправления.

Среди субъектов административного права особое место занимает гражданин. Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Имеется в виду гражданин, не наделенный властно-распорядительными функциями и либо работающий в организациях, либо не работающий (учащийся, пенсионер).

Совокупность прав, обязанностей и  ответственности физического лица в административном праве образуют его административно-правовой статус.

Административно-правовой статус граждан  Российской Федерации - часть общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» и другими актами законодательства. Общий административно-правовой статус граждан предопределен конституционными принципами и по этой причине универсален, стабилен. Его проявления различны и их лучше всего можно выразить с помощью понятия видовых статусов.

1. Три категории граждан России (обычных, почетных и с двойным гражданством);

2. Две категории иностранных граждан («ближнего» и «дальнего» зарубежья);

3. Лиц без гражданства (апатриды).

В правовых актах не отождествляется  правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Различие этих статусов проводится по положениям норм Конституционного и административного права. При  их совпадении есть шесть различий, касающихся занятия ряда должностей только гражданами России, режимов доступа к государственной тайне, распространения воинской обязанности только на граждан, мер административной ответственности и др.

Исходя из сказанного, административно-правовой статус гражданина России есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

Правовой статус граждан  России устанавливается Конституцией РФ, Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РСФСР», а так же международными правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.

 

3. Права и обязанности гражданина РФ.

Не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

3.1. Первая самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Именно эта мысль выражена в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Сформулированный в Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства стран и народов мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, в 1991 г. приняло Декларацию прав и свобод человека и гражданина, которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.

Согласно Конституции  РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его  служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является в Российской Федерации  субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса  личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе личности важное место занимают и нормы административного права.

Среди провозглашенных в  Конституции РФ основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь, на свободу и личную не прикосновенность, право на неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Провозглашая права личности, Конституция РФ определяет для личности и определенные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Вместе с тем Конституция  РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения  прав личности только в той мере, в какой это необходимо в целях  зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства. Причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Информация о работе Административное право Граждане РФ как субъекты административного права