Административное право Российской Федерации. Основы трудового права Российской Федерации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 11:44, контрольная работа

Описание

Государственная служба понятия и принципы,
Основы административно-правового статуса государственных служащих

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Тема 1. Административное право  Российской Федерации.

  1. Государственная служба: понятие и принципы.

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. к этой деятельности относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Она включает в себя: во-первых, федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; во-вторых, государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

В определении  понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под  профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Федеральным законом  «Об основах государственной  службы Российской Федерации» установлены  следующие принципы государственной  службы:

- Принцип верховенства  Конституции России и федеральных  законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч.2 ст.4 конституции о том, что Конституция страны и федеральные закон имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.

- Принцип приоритета  прав и свобод человека и  гражданина, непосредственного их  действия. Это новое положение  в российском законодательстве  обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

- Принцип единства  системы государственной власти, разграничения предметов ведения  между Российской Федерацией  и ее субъектами. Ст.5 Конституции закрепляет федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы, а с другой – разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности.

- Принцип разделения  властей, закрепленный в ст.10 Конституции,  выражает прежде всего самостоятельность  каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных  пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

- Принцип равного  доступа граждан к государственной службе закреплен в ч.4 ст.32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданство, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

- Принцип обязательности  для государственных служащих  решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством, является  одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной сласти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим.

- Принцип единства  основных требований, предъявляемых  к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должна использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие системы подготовки кадров и контроля их компетентности (с точки зрения организации и методики).

- Принцип профессионализма  и компетентности – основной критерий, который используется при отборе кандидатов на вакантную государственную должность.

- Принцип гласности  предполагает открытость законодательства  о государственной службе, доступность  государственных органов и решение  ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля.

- Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемы и принимаемые решения, за исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за проченное дело.

- Принцип внепартийности  и внеконфессиональности государственной  службы означает, что в государственных  органах не образуются структуры  политических партий и движений, государственные служащие не  могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных объединений. Т.е. государственные служащие должны быть политически и религиозно беспристрастными для надлежащего выполнения своих задач и функций.

- Принцип стабильности  кадров в государственных органах  означает относительное постоянство  кадров, минимизацию их текучести  при стабильном штатном составе.  Это одно из важных условий  качественного функционирования  государственных органов.

      2. Основы административно-правового статуса государственных служащих.

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется  тем что:

а) их права и  обязанности устанавливаются, как  правило, в пределах компетенции  органов, в которых они состоят  на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена  осуществлению задач, возложенных  на соответствующий орган, и носит  официальный характер;

в) служебные  права и обязанности государственных  служащих обладают единством, своеобразие  которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление  служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

д) законные предписания  и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они  адресованы;

е) они имеют  право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок  и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;

ж) предусмотрены  ограничения их общегражданских  прав в целях эффективности служебной  деятельности;

з) для них  предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность  за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных  служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями  и правами по занимаемой государственной  должности государственной службы.

       3. Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих.

Материальная  ответственность государственных  служащих применяется на основе норм трудового законодательства, т.к. не урегулирована специальными нормами  о государственной службе, за исключением  военнослужащих, на которых распространяется Федеральный закон от 12.07.1999 №161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих"1. При этом важно учитывать, что в порядке данного Федерального закона материальная ответственность применяется не просто к государственным служащим войск, воинских формирований, органов и подразделений, перечисленных в ст. 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"2, а исключительно к тем, кому присвоены воинские звания.

Дисциплинарная  же ответственность государственных  служащих урегулирована нормами различного уровня правовых актов, как по юридической силе, так и по значению. В отношении гражданских государственных служащих. как самой Российской Федерации, так и ее субъектов дисциплинарная ответственность применяется на основе норм главы 12 Федерального закона от 27.07. 2004 г. №79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации"3.

На военнослужащих распространяются нормы Дисциплинарного  устава Вооруженных Сил, утвержденного  Указом Президента РФ от 14.12.1993 г. №2140.

Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать "своими" Уставами.

В теории права  общие основы дисциплинарной ответственности  государственных служащих, в том  числе "милитаризованных", достаточно полно и широко исследованы различными авторами. Это позволяет выделить основные ее признаки:

- дисциплинарная  ответственность - особый вид  юридической ответственности;

- для ее реального  применения характерно наличие  трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

- дисциплинарная  ответственность наступает, как  правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

- состоит в  применении карательных санкций  - дисциплинарных взысканий;

- дисциплинарную  ответственность осуществляют субъекты  линейной власти в рамках служебного  подчинения;

- урегулирована  нормами административно-служебного  права.

Тема 2. Основы трудового  права Российской Федерации.

  1. Понятие, разновидности и содержание трудового договора (контракта).

Трудовой договор  есть соглашение между работником и  работодателем, по которому работник обязуется выполнять трудовую функцию (работу по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется обеспечивать условия труда, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами о труде и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Под содержанием  трудового договора следует понимать совокупность его условий. В зависимости  от порядка их установления различают  два вида условий трудового договора:

- производные, установленные законодательством. О производных условиях стороны не договариваются, зная о том, что с момента заключения договора эти условия уже в силу закона и договора обязательны для выполнения;

- непосредственные условия - это те условия, которые определяются соглашением сторон. Условия, оговариваемые самими сторонами, в свою очередь делятся на необходимые и дополнительные (факультативные). Трудовое законодательство не связывает волю сторон договора в выработке этих условий.

Стороны трудового  договора помимо необходимых могут  устанавливать и дополнительные условия. Они могут быть самыми разнообразными в пределах, допустимых действующим  законодательством. К дополнительным условиям относятся, например, условия  о предоставлении вне очереди места в дошкольном учреждении, о выделении земельного участка, об установлении испытательного срока при приеме на работу и др. Если стороны включают в содержание конкретного договора дополнительные условия, то они автоматически становятся обязательными для их выполнения. Классифицируя договоры по сроку, законодатель называет три их вида:

Информация о работе Административное право Российской Федерации. Основы трудового права Российской Федерации.