Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:04, реферат
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обеспечено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность характерна для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право, с полным основанием, можно характеризовать как центральную область в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей. Таким образом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права.
Введение………………………………………………………………….с.3
Предмет административного права…………………………………….с.5
Методы административного права……………………………………..с.8
Система административного права………………………………….....с.11
Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………...с. 14
Реформирование административного права………………………….с. 17
О «синдроме бесправия»………………………………………………с. 20
Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………………с.22
Заключение………………………………………………………………..с.25
Список используемой литературы………………………………………с.27
Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. №451 [3].
Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.
Под административной реформой в широком смысле понимается:
О «СИНДРОМЕ БЕСПРАВИЯ»
Современные актуальные проблемы общественной жизни, бесспорно, отражаются на правовом состоянии государства. Зачастую, административное право является средством разрушения различных феноменов и негативных явлений, происходящих в государстве и обществе.
Описывая данный «синдром» в статье «Административное право как средство разрушения «синдрома бесправия» [7] в современном правовом государстве», профессор Юрий Николаевич Старилов указывает, что его формирование происходит в условиях отсутствия правового государства, либо в условиях, когда демократические ценности формально установлены в многочисленных законах или даже в Конституции страны. «Административный произвол, бесправие и современное правовое государство - несовместимые социально-правовые явления. Получается, что и сама правовая государственность не «спасает» от этого удушающего общественную жизнь феномена, который, с содержательно-практической точки зрения, всегда отягощается лишениями, неудовлетворительным характером исполнения служащими должностных обязанностей и иными отрицательными проявлениями публичного управления».
Основными тезисами этой статьи являются положения, которые
показывают возможности административного
права и всего механизма административно-правового
регулирования в борьбе с произвольным
администрированием, в деле преодоления
случаев произвола в системе публичного
управления. Практически каждый гражданин,
который в силу необходимости связывался
для решения той или иной задачи с различными
структурными подразделениями публичной
администрации, испытал на себе «всевластие»
должностного лица, «неуемную властность»
в принятии того или иного решения со стороны
государственных или муниципальных служащих.
Несмотря на многочисленные изменения
в административном законодательстве
и установлении детальных порядков осуществления
деятельности государственных и муниципальных
служащих, возможность принятия решения
по усмотрению должностного лица все же
остается. Иногда пределы произвольного
администрирования расширяются должностными
лицами из-за незнания законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих многочисленные
административные процедуры управления.
Нередкими являются и случаи сознательного
нарушения должностными лицами субъективных
публичных прав.
Административный произвол как конкретная
деятельность должностных лиц направлен
на поверхностное отношение к делу. Служащие
порой демонстративно, под несуществующими
или мнимыми предлогами, не прилагают
никаких усилий для «движения» дела по
административной вертикали или по инстанциям.
Для субъекта, обратившегося в административный
орган, становятся очевидными предрешенность
вопроса и возможный исход дела. Служащих
не интересуют детали, предмет возникших
правоотношений, управленческого дела
или конфликта. Властвующими субъектами,
то есть представителями публичной администрации,
используются административный режим,
административный ресурс, принуждение,
сила, нападение, сопряженные с явным неуважением,
как к гражданину, так и к праву, закону
и достоинству личности. Административный
произвол заключается также в демонстрации
авторитаризма и административной силы,
подавлении воли гражданина. Основными
спутниками деятельности в рамках административного
произвола становятся: неправильная оценка
юридических фактов, нежелание учитывать
доказательства и доводы противоположной
стороны, ссылка на возможную поддержку
в более высоких эшелонах административной
власти. Вряд ли можно встретить что-либо
более страшное и безысходное в практике
применения права, чем административный
произвол. Он разрушает правовую государственность
и правовую жизнь, обрекает общество на
унижение и страх.
МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Административное право с учетом особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Административное право таких строгих границ не имеет. Соответственно трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы называть чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы иных правовых отраслей. Фактически нас «окружают» со всех сторон нормы, прежде всего административного права.
Административное право
исходные начала берет в нормах конституционного
права, детализирует и конкретизирует
их, определяя правовой механизм реализации
прав и свобод граждан, компетенции
различных звеньев системы
Таким образом, отчетливо проявляются глубокая и многогранная связь и взаимодействие административного права со многими отраслями российского права. Эта взаимосвязь, переплетение норм различных правовых отраслей - закономерные явления, отражающие сложный процесс формирования и функционирования российской правовой системы юридических отраслей знаний, в том числе и административного права, в новых социально-экономических и политических условиях. Административное право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений.
Совместно с гражданским правом, административное, нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования[12].
Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.
Границы действия норм уголовного
и административного права
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определив предмет и метод административного права, можно придти к выводу о том, что данная проблема связана, прежде всего, с глубокими политическими и социально-экономическими реформами, происходящими в России.
Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод о том, что понимание предмета и метода административного права дает нам представление о сущности и месте административного права в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его развития в современных российских условиях.
Система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.
В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно. Оно сдерживается такими “внешними” факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.
Однако есть основания
надеяться, что комплексное развитие
всех сфер административно-правового
регулирования и ускоренное развитие
науки административного
Информация о работе Административное право в системе российского права