Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:36, контрольная работа
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.
1 Понятие административного права…………………………………….…….....3
2 Административные правонарушения: понятие и признаки………………..…7
3 Административная ответственность: понятие, основания и порядок
наложения и освобождения………………………………………………………...9
4 Список литературы……………………………………………………………...14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Административное право»
Исполнитель:
Преподаватель:
14
Содержание
1 Понятие административного права…………………………………….…….....3
2 Административные правонарушения: понятие и признаки………………..…7
3 Административная ответственность: понятие, основания и порядок
наложения и освобождения………………………………………………
4 Список литературы……………………………………………………
14
1 Понятие административного права
Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, большой объём государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия её структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.
Понятие административного права употребляется в трёх смыслах: как отрасль, наука, учебная дисциплина.
Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.
Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами.
Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом.
Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений: управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
В процессе регулирования административное право в основном пользуется такими инструментами, как односторонние:
Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой предписывающие знаки, например, «движение прямо» и т. д.
Запреты – по сути, те же предписания, но иного характера, а именно, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой (все нормы права, изложенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях и устанавливающих ответственность за те или иные деяния); запрещающие знаки, например, «движение запрещено» и т. д.
Предписания и запреты носят юридически обязательный характер и обеспечиваются государственным принуждением .
Иногда административное право пользуется и таким методом, как дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по собственному усмотрению (ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наделяющая правом определенных лиц обжаловать постановление по делу об административных правонарушениях); информационно-указательные знаки, например, «место для разворота» и т. д.
Административное право принято разделять на две части: Общую и Особенную. По проблеме отнесения правовых институтов к Общей или Особенной части в административном праве существуют дискуссионные проблемы.
К Общей части относятся группы норм, закрепляющие:
а) основные принципы государственного управления;
б) правовое положение субъектов административного права;
в) основы государственной службы;
г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;
д) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.
К Особенной части относятся три большие группы норм, осуществляющие:
а) государственное управление в сфере хозяйственной деятельности;
б) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);
в) государственное управление в сфере административно-политического строительства (оборона, иностранные дела, государственная безопасность и т. д.).
Источник административного права – это внешняя форма выражения административно-правовых норм. Таковыми являются юридические акты государственных органов, содержащие нормы административного права, т. е. нормативные акты.
Нормативный акт – официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Источники административного права, имеющие силу закона:
а) международные правовые акты, ратифицированные РФ;
б) Конституция РФ;
в) федеральные конституционные законы;
г) кодексы РФ;
д) федеральные законы;
е) уставы, положения и т. д., имеющие силу закона;
ж) законы субъектов РФ.
Источники административного права – подзаконные акты:
а) нормативные указы Президента РФ;
б) постановления Правительства РФ;
в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции и т.д.);
г) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ (постановления Правительства, глав администраций субъектов РФ и т. д.);
д) нормативные акты органов местного самоуправления (в случае наделения их государственно-властными полномочиями в соответствии со ст. 132 Конституции РФ);
е) нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.
14
2 Административные правонарушения: понятие и признаки
Административное правонарушение – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (гл.2 ст. 2.1 КоАП).
Общественная вредность и опасность – основной объективный признак правонарушения отграничивающее его от правомерного поведения.
Для правонарушения характерны следующие признаки:
1) всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности общества и государства, ущемляет частные и общественные права и интересы.
2) является вызовом обществу, пренебрежение тем, что ценно для общества, посягает на условия существования, как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.
3) как противоправное деяние по своей природе общественно вредно типичностью и распространенностью, имеет массовое проявление.
4) дезорганизует нормальный ритм жизнедеятельности общества и государства, нарушает порядок государственного управления в обществе.
5) причиняет вред обществу независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. Одновременно с этим противоправное деяние находится в зависимости от законодателя и от него зависит придание правонарушению официальной огласки или его замалчиванию (нецензурная брань).
В характеристике признаков административного правонарушения исходными являются понятия "действие" и "бездействие", которые образуют такое правовое понятие как "деяние".
Действие - активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения).
Бездействие - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары, в результате чего покупатели не были информированы о происхождении товара).
Определяющими являются следующие признаки:
Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие;
Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;
Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности;
Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя;
Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.
Субъекты административного правонарушения:
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);
3) юридические лица.
Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.
14
3 Административная ответственность:
понятие, основания и порядок наложения и освобождения
Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение (гл. 2 ст. 2.4 КоАП).
Административная ответственность – составная часть административного принуждения. Как самостоятельному виду юридической ответственности ей присущи свои особенности. Основными из них являются:
а) административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;
б) административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;
в) факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);
г) законодательством предусмотрен упрощенный порядок наложения административных наказаний;
д) порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права (значит, осуществляется во внесудебном порядке).
Основным элементом субъективной стороны правонарушения является вина в форме умысла или неосторожности.
Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.
Особенности административной ответственности:
1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;
2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;
3) выражается в применении административных взысканий;
4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;
5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;
6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.
При рассмотрении административных наказаний необходимо определить цели их применения. Согласно ст. 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу данной нормы права, целей применения административных наказаний две: предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем и предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами.