Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:49, лекция

Описание

Тема 17. Теоретические основы административного права
17.1. Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права

Работа состоит из  1 файл

Административное право(Леккция).doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)


ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Тема 17. Теоретические основы административного права

17.1. Понятие, предмет, метод, источники и задачи административного права

Административное право — самостоятельная отрасль в системе права, так как отличается собственным предметом и специфическим методом правового регулирования общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления.

Система административного права состоит из общей и особенной части. Первая включает в себя нормы, регулирующие отношения управления в целом, вторая — отношения в пределах конкретных сфер управления.

Административное право регулирует общественные отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления, которые связаны с процессом осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного и муниципального управления (исполнительных органов) по руководству экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется через нормы права (правила поведения) обязательные для всех субъектов регулируемых отношений, если в них участниками являются соответствующие органы государственного управления (должностные лица), осуществляющие управленческую деятельность.

Источниками административного права выступают федеральные законы и законы субъектов федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные подзаконные акты органов управления — министерств, ведомств, государственных комитетов, служб и других государственных органов, полномочных издавать административно-властные предписания. Особое место занимают нормативные акты органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации содержит базовые правовые нормы других отраслей права, в том числе и административного права, поэтому ее с полным основанием можно отнести к главному источнику норм административного права.

Таким образом, административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах .и органах местного самоуправления).

Метод административного права

Особенности административно-правового регулирования определяются спецификой государственного управления как властной деятельности, в которой присутствуют отношения подчиненности, что предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то, что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений (императивный метод).

 

Задачи административного права:

Оно устанавливает правовые основы государственного управления.

Закрепляет систему и структуру органов управления.

Определяет порядок их формирования, их взаимоотношения, формы и методы деятельности

Полномочия и ответственность органов государственного управления.

 

17.2. Административно-правового отношения

Административно-правовое отношение представляет собой общественное отношение в сфере государственного управления, урегулированное административно-правовой нормой. В силу этого ему присущи все общие черты, свойственные любому правоотношению (конституционному, гражданско-правовому, трудовому, жилищному, земельному и т.п.). Административно-правовые отношения имеют специфические черты: во-первых, это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон; во-вторых, их характер предопределен доминирующим положением управляющей стороны; в-третьих, в них в той или иной степени всегда присутствует государственный интерес, ибо они складываются преимущественно в особой сфере государственно-общественной жизни — в сфере государственного управления.

Неравенство сторон в административно-правовом отношении проявляется в том, что одна из них всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому нельзя считать административно-правовым отношение между двумя гражданами, между двумя общественными объединениями, если хотя бы одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако в отличие, например, от гражданско-правовых отношений, в которых стороны равноправны, в административном правоотношении согласие второй стороны не является обязательным условием его возникновения. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон, а для органов государственного управления вступление в административно-правовые отношения это не только возможность, но и их прямая обязанность. Отметим, что административно-правовые споры между сторонами разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица.

За нарушение требований административно-правовых норм стороны рассматриваемых отношений несут ответственность не друг перед другом, а перед государством, а в предусмотренных законом случаях ответственность возможна и в судебном порядке.

Субъектами административно-правовых отношений могут быть органы государственного и муниципального управления, государственные и муниципальные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, граждане России, иностранцы и лица без гражданства, причем их права и обязанности носят взаимный характер: правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.

Виды административно-правовых отношений

С правовой точки зрения наибольший интерес представляет их подразделение на группы в зависимости от характера юридической связи между сторонами. По этому признаку выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения. Иногда их называют соответственно субординационными и координационными.

Вертикальные отношения наиболее характерны для административно-командной системы организации органов управления, они присутствуют в структуре государственных органов любой страны. В этом случае у одной стороны есть властные полномочия, которых либо нет, либо их объем меньше у другой. Таковыми являются все административно-правовые отношения, в которых проявляется присущая исполнительно-распорядительной деятельности юридическая зависимость одной стороны от другой.

Аналогичный по своей природе характер могут носить правоотношения, складывающиеся между организационно несоподчиненными органами управления, т.е. между органами, занимающими один уровень управления. Например, одно из министерств может обладать полномочиями по изданию нормативных актов, обязательных для других министерств, ведомств и граждан. Это могут быть вопросы образования, охраны окружающей природной среды, пожарной безопасности и многие другие. К подобным отношениям можно отнести и все другие административные правоотношения, в которых хотя и нет организационной соподчиненности сторон, но есть право одной стороны совершать юридически властные действия по отношению к другой стороне. К числу таких правоотношений можно отнести отношения, возникающие между контрольно-ревизионными органами и теми объектами, которые они проверяют.

Горизонтальными следует считать отношения, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом) в тех случаях, когда гражданин оформляется, например, на работу, обращается с заявлением или жалобой, но только до того момента, когда управомоченный орган управления выносит юридически властное решение. После него горизонтальные по характеру отношения переходят в вертикальные властеотношения.

 

17.3. Административные правонарушения.

Административное правонарушение — это поведение людей, противоречащее правовым нормам и наносящее вред обществу. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (если она не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности).

Административное правонарушение характеризуется следующими

признаками:

— во-первых, административное правонарушение есть акт поведения, выражающий действие или бездействие;

— во-вторых, административным правонарушением признается только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее нормы административного права;

— в-третьих, административное правонарушение всегда наносит определенный вред обществу;

— в-четвертых, противоправностью, которая выражается в запрещении административным законодательством Российской Федерации предусмотренных законом деяний;

— в-пятых, виновностью, т.е. совершением противоправного деяния умышленно или неосторожно;

— в-шестых, общественной вредностью, что находит свое выражение в посягательстве (причинение вреда либо создание угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые правовыми нормами (обязательными правилами поведения), содержащими соответствующие запреты. Степень общественной вредности административных правонарушений заметно ниже, чем у уголовных преступлений, что находит выражение в их иной юридической квалификации и менее строгой ответственности за их совершение. Степень общественной вредности деяния служит одним из основных признаков разграничения преступлений и административных правонарушений;

— в-седьмых, привлечением правонарушителя к административной ответственности, т.е. применением за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

Состав административного правонарушения:

Объектом административного проступка являются общественные отношения, охраняемые законом, то есть то, на что направлено посягательство. Общим объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В теории права принято различать также родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка. В качестве родового объекта следует рассматривать государственный и общественный порядок, все виды собственности, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

Объективная сторона состава проявляется в акте внешнего поведения нарушителя нормы административного права. Сюда включается действие или бездействие (время, место и способ совершения правонарушения, обстановка), его последствия, причинная связь между совершенным деянием и наступившим противоправным результатом. Объективная сторона административного проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его именно как акт внешнего проявления.

Деяние — ключевой признак, который может дополняться иными чертами объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка содержатся признаки места и времени, например, распитие спиртных напитков на производстве (статья 161 КоАП), общественное место — мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах (статья 158 КоАП).

Нередко размер причиненного ущерба служит признаком, позволяющим разграничить административные проступки и преступления. Это составы о хищении, нарушении правил дорожного движения и другие. Указание на конкретное, чаще всего должностное лицо, также служит признаком, присутствующим в ряде составов административных проступков, например, воспрепятствование должностным лицом под каким бы то ни было предлогом явки в суд народного или присяжного заседателя для выполнения возложенных на него обязанностей (статья 1652 КоАП).

Довольно распространено указание, включение в состав проступка предметов, используемых в процессе совершения административного проступка. Такими предметами могут быть: государственное или общественное имущество (статья 49 КоАП), межевые знаки (статья 54 КоАП — уничтожение межевых знаков), товар, продажа товаров без документов (статья 1465 КоАП) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в психическом отношении нарушителя к содеянному. Центральным элементом выступает вина, которая может проявляться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (противоправная самонадеянность и противоправная небрежность). Иных признаков субъективной стороны законодатель чаще всего не называет, а форма вины крайне редко включается в состав административного проступка как обязательный элемент.

Административное правонарушение может совершаться в двух формах: (умышленно и по неосторожности). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия; предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий (ст. 11 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможностей наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП РФ).

Субъектом административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, физические лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица), а также юридические лица (организации, учреждения, предприятия).

Признаки, характеризующие субъектов, можно разделить на две группы: общие, включающие вменяемость гражданина и достижение лицом, совершившим административное правонарушение, 16-летнего возраста, и специальные, включающие профессиональную деятельность, должностное положение, факты правонарушений в прошлом, особенности правового статуса (военнообязанный, иностранец и т.п.).

Информация о работе Административное право