Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:11, реферат
Форма правления - это способ организации институтов высшей власти, принципы
взаимодействия между ними и роль населения в их формировании. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: способ формирования органов высшей власти; строение органов власти; принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; взаимодействие между властью
Введение……………………………………………………….………...……..2
Монархия……………………………………………………………………....3
Республика…………………………………………...……………….………..6
Заключение…………………………………………………………………….10
Список литературы……………
Парламентарная республика .. К этой форме правления относится все сказанное выше о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства. Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом субъектов федерации или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило правительством, которое в лицесвоего главы или министра контрассигнует акты президента.
Показательно, что ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г. в редакции 42й и 43й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.
Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность этачисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместоухода в отставку правительство может потребовать от президентараспустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике также возможны два государственных режима парламентарный или министериальный. Чисто парламентарных республик не так уж много. К нимможно отнести Италию, Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается увласти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.
Смешанная (полупрезидентская) республика.
Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской Республики 1958 г.Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики.
В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.
Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом, с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств. В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия. Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.
Заключение.
В работе рассмотрены три зарубежные государства с различными формами
правления. В каждой из этих форм правления есть свои достоинства и
недостатки. Так, японская монархия отдает большинство властных полномочий
парламенту, а французская республика допускает в некоторых ситуациях
пренебрежение мнением парламента и большинство полномочий находятся в руках
президента. В Соединенных Штатах Америки, система “сдержек и
противовесов”, сформировавшаяся в этой стране по своей сути уникальна, хотя
подобного рода уравновешивание полномочий органов верховной власти имеет
место и в других странах, например в той же Японии, но не следует забывать,
что США принадлежит далеко не последняя роль в формировании основного закона
Японии.
Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения
между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает
форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в
которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции
фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда
последствиями.
Список литературы
1. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ, 2007.
2. A. A. Мишин. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996.
3. Сборник "Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада". Учебное пособие. Составитель В.В. Маклаков. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: БЕК, 1999.
4. Сборник "Конституции зарубежных государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы". Ответственный редактор Н.В. Варламова. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.
5. Сайт "Гипертекстовая информационно-справочная
система по конституционному праву зарубежных
стран" (http://www.econsafety.ru/
6. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
7. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.
8. Сайт "Словари и энциклопедии" (http://dic. academic.ru/)
9. Газета "Дуэль" № 4 от 16 июня 2009 года (http://www.duel.ru/200924/? 04_1_2).