Административное право

Автор работы: Татьяна Захарова, 04 Августа 2010 в 14:16, контрольная работа

Описание

1.Понятие административного права как самостоятельной отрасли права.
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления".
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола, реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией.

Содержание

1. Понятие административного права как самостоятельной отрасли
Права.
2. Отличие административного права от смежных отраслей права.
3. Источники административного права.
4. Заключение.
5. Задача и решение.
6. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Административное праово.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

1. Понятие административного  права как самостоятельной отрасли

Права. 

2. Отличие административного  права от смежных отраслей  права. 

3. Источники  административного права. 

4. Заключение. 

5. Задача и  решение. 

6. Список использованной  литературы. 
1.Понятие административного права как самостоятельной отрасли права.
 

     Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления".

     Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола, реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией.

     Административное  право - это совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления

и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право.

     Приступая к изучению содержания и особенностей государственного

управления, необходимо прежде всего определить, что же такое управление?

     Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

     Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.

     Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

    Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Предмет административного права - совокупность общественных  отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

     Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить:

     Общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Внутриорганизационные отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные.

     Внутрисистемные отношения - это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.

     Вертикальные отношения складываются: между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например, между вышестоящими и нижестоящими органами); между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.

     Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).

     Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенций и т.д. Такого рода

управленческие  отношения возникают не только в  органах исполнительной власти, но и при обеспечении деятельности институтов законодательной и судебной властей. Нормы административного права распространяют свое регулирующее воздействие на деятельность вспомогательных структур, обеспечивающих функционирование законодательных и судебных органов (Аппарат Государственной Думы, Аппарат Верховного Суда и т.д.).

     Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении. Среди них можно выделить отношения: между органами исполнительной власти и гражданами; между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями; между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования. Нормы административного права определяют правовой статус этих субъектов и пределы допустимого государственного вмешательства в их деятельность.

     В предмет административного права входят отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля за деятельностью государственной администрации. Этот контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний (административный) контроль осуществляется органами самой государственной администрации. Для его проведения могут создаваться специализированные контрольные структуры (например, Контрольное управление администрации Президента РФ). Внешний контроль

осуществляют  законодательные и судебные органы, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и т.д.

     Важнейшей составляющей предмета административного права является система отношений государственной администрации с частными лицами. Оно устанавливает гарантии реализации прав, свобод и законных интересов частных лиц в сфере исполнительной власти. Нормы административного права обеспечивают возможность обжаловать неправомерные действия и решения органов и должностных лиц государственной администрации и защитить свои права как в административном, так и в судебном порядке.

     Предмет административного права включает отношения, возникающие в связи с правоприменительной оперативно-исполнительной деятельностью государственной администрации. Эти отношения отражают динамику государственного управления и связаны с разрешением индивидуальных конкретных дел, не носящих спорного (конфликтного) характера. Они регулируются административно-процедурными нормами

(отношения по  лицензированию, регистрации и т.д.);

     В предмет административного права входят отношения в связи с осуществлением административными органами юрисдикционной функции. Этой функцией они наделяются для разрешения правовых конфликтов в сфере исполнительной власти, которые могут иметь форму административных правонарушений или административных споров. Юрисдикционную функцию органы исполнительной власти могут осуществлять наряду с управленческой оперативно-исполнительной деятельностью. В рамках государственной администрации для реализации этой функции могут создаваться специальные юрисдикционные органы (например, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в рамках министерства по антимонопольной политике, Апелляционная палата Роспатента и др.). Такие административные органы нередко называют квазисудебными (как бы судебными).

   Предмет  административного права включает процессуальную деятельность этих органов, а также охватывает деятельность судов по разрешению административных конфликтов. Разбирательство административных дел, отнесенных к ведению суда, осуществляется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того в рамках становления в России административной юстиции предполагается принятие закона об административных судах и Кодекса административного судопроизводства,

регулирующего порядок разрешения административных споров. Создание административных судов и административно-процессуального законодательства повысит эффективность защиты прав граждан в их отношениях с государственной администрацией.  

     Категория"предмет административного права" характеризует сферу правового регулирования, а понятие "метод административного права" раскрывает средства этого регулирования. Оно обозначает способы воздействия на волю и поведение участников управленческих отношений.

     Среди таких методов можно выделить:

     Метод властных предписаний или императивный метод, предполагающий неукоснительное выполнение требований, приказов, команд, запретов органов и должностных лиц государственной администрации. В соответствии с императивным методом отношения строятся на подчинении одного их участника воле другого. Эти отношения характеризуются юридическим неравенством сторон: одна из них в лице органов

исполнительной  власти наделена государственно-властными  распорядительными полномочиями по отношению к другой. Юридическое  неравенство обусловлено не только подчиненным положением одной из сторон, но и различием их задач, целей, ролей. Органы исполнительной власти в интересах общего блага вправе принимать юридически обязательные решения, контролировать их исполнение и в предусмотренных законом случаях применять административное принуждение. Состояние юридического неравенства сторон в регулятивных правоотношениях при осуществлении властных полномочий не исключает, а предполагает их юридическое равенство перед законом и судом в охранительных правоотношениях.

    Метод  рекомендаций предполагает, что рекомендации субъекта исполнительной власти приобретают правовую силу при условии их принятия другим участником административно-правовых отношений. Рекомендации могут высказываться в ходе консультаций по решению тех или иных управленческих проблем либо в актах, издаваемых органами государственной администрации. Они носят характер наставлений, советов другой стороне по поводу того как ей поступить, какой вариант поведения выбрать в определенной ситуации.

     Метод согласования или координации используется, как правило, в отношениях между субъектами, не находящимися в прямом подчинении. Координация осуществляется обычно на основе правовых актов, которые устанавливают ее цели, участников, пределы и т.д. Координационные функции могут возлагаться на специально созданные для этой цели правительственные и межведомственные органы (комиссии).

Правовыми формами  координации являются: принятие совместных нормативно-правовых актов, издание  органом - координатором правовых актов, определяющих права и обязанности координируемых субъектов; визирование проектов документов, составление планов совместных мероприятий и т.д.;

     Метод административного арбитража используется для устранения разногласий между органами исполнительной власти, возникающих в процессе государственного управления. Так, в соответствии со ст. 44 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. в пределах своих полномочий Правительство РФ разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. В этих целях могут создаваться согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

     В административном праве, как и в других отраслях права, используют три основных средства правового регулирования:

-предписания, т.е. возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

-запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренных правовой нормой;

-дозволения, т.е. юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

     Для административного права наиболее характерны прямые средства регулирования - предписания и запреты. Их преобладание обусловлено тем, что ядром административно-правовых отношений являются отношения власти-подчинения. В них одной стороне предоставлен определенный объем властных полномочий по отношению к другой стороне. Эти полномочия реализуются, прежде всего, путем предписания определенного порядка действий либо запрещения определенных действий под угрозой применения соответствующих санкций. Метод дозволения предоставляет субъектам административного права возможность выбирать один из вариантов должного поведения, либо действовать по своему усмотрению в рамках правовой нормы.

Информация о работе Административное право