Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 09:33, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - изучение понятия «административное правонарушение» его состава и признаков. Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные признаки административного правонарушения;
2. Раскрыть состав административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. Выявить социально-правовую сущность административного правонарушения и степень его угрозы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения……………………………………………………………….4

Глава 2. Состав административного правонарушения…………………………………………………………….....8

2.1. Объект административного правонарушения…………………………….8

2.2. Объективная сторона административного правонарушения………….....9

2.3. Субъект административного правонарушения………………...………...10

2.4.Субъективная сторона административного правонарушения…………...11
Глава 3. Социально-правовая сущность административных
правонарушений…………………………………………………………….....13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………..…….19

Работа состоит из  1 файл

Адм правонарушения.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения……………………………………………………………….4

Глава 2. Состав административного  правонарушения…………………………………………………………….....8

2.1. Объект административного правонарушения…………………………….8

2.2. Объективная  сторона административного правонарушения………….....9

2.3. Субъект административного правонарушения………………...………...10

2.4.Субъективная  сторона административного правонарушения…………...11

Глава 3. Социально-правовая сущность административных

правонарушений…………………………………………………………….....13

Заключение……………………………………………………………………..16

Список использованной литературы и источников………………………………………………………………..…….19 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В целях различия административных нарушений от других правонарушений необходимо детально изучить его составные компоненты, основания и последствия.

     Цель данной работы - изучение понятия «административное правонарушение» его состава и признаков. Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные признаки административного правонарушения;

2. Раскрыть состав  административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной  и субъективной сторон;

3. Выявить социально-правовую  сущность административного правонарушения  и степень его угрозы.

   Объектом изучения будут нормативные правовые акты и научная литература. Предметом исследования - понятие «административное правонарушение». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения

      Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.1

Административное  правонарушение является основанием для  административной ответственности.

    Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть существуют определенные специфические (управленческие) отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, и за их нарушение могут привлекаться к административной ответственности как физические, так и юридические лица.2

    В определении административного  правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

    Действие  – это активная форма поведения  правонарушителя,

    

1Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) Консультант - Плюс: Правовая база

2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.) Консультант - Плюс: Правовая база.

 

  непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

     Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований

    Административная  ответственность определяется только в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) и законами субъектов РФ. При этом существуют и формальные

составы правонарушений, когда вред от совершения административного  правонарушения не наступил реально, но лицо, нарушившее административную норму, может быть привлечено к административной ответственности.

       Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности.   Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

  1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое – нет. По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.
  2. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемых мерами административной ответственности.
  3. Виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.
  4. Наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии.

    Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

     Кодекс четко определяет содержание основных признаков административного правонарушения.

      Привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

     Понятие административного правонарушения отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения - антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния. 

 

Глава 2. Состав административного  правонарушения

     Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

    Состав административного правонарушения, как и состав преступления имеет четыре элемента:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

     Если хотя бы один из четырех указанных выше элементов состава отсутствует, то деяние не может быть признано административным правонарушением.

2.1. Объект административного  правонарушения

      Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом.

      Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность принципы и правила хозяйствования, общественный порядок.

       Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

2.2. Объективная  сторона административного правонарушения

     Объективная сторона проступка – это деяние, выражающееся в нарушении установленных  административно-правовыми нормами правил.

          Объективная сторона административного проступка сводится к содержанию нормы права - к «описанию методами законодательной техники противоправного действия либо бездействия физического или юридического лица», следствием которых явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

         Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места,  способа,  характера совершения деяния, наступивших после него вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

     Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия:

  • неоднократность – совершение двух или более однородных административных правонарушений;
  • повторность - совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не как несколько правонарушений;
  • длящееся правонарушение – деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

        Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

2.3. Субъект административного правонарушения

    Субъектами административного правонарушения являются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Принято различать  два вида субъектов административного правонарушения:

  1. Индивидуальный – граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
  2. Коллективный – юридические и иные коллективные образования, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, налоговое, природоохранительное и т.д.

       Существует два вида признаков индивидуального субъекта административного правонарушения:

  1. Общие – признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности – вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста.
  2. Специальные – признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения, например должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности; иные особенности правового статуса, например иностранные граждане, военнослужащие.

Информация о работе Административное правонарушение