Административное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 01:34, реферат

Описание

Административным правонарушением (проступком) признается противоп¬равное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездейс¬твие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, соци¬алистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена адми¬нистративная ответственность.

Содержание

Введение
1. Понятие административное правонарушение и его признаки
2. Юридический состав административного правонарушения:
- объект, объективная сторона
- субъект, субъективная сторона
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Админ.правонарушение.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

    П  Л  А  Н

Введение

 
 

1. Понятие административное  правонарушение и  его признаки 
 

2. Юридический состав  административного  правонарушения: 

    -  объект, объективная  сторона 

     - субъект, субъективная  сторона 
 

Заключение 
 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое  правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически  воспринято обществом как будущее  государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного  законодательства,  обеспечением законности деятельности государства и его органов,  муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,  независимого правосудия,  но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

      Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и  обеспечение  государством - единственной на территории страны политической организации,  осуществляющей  суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность.  Одновременно это право жить  цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности,  возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому,  политическому и социальному реформированию,  созданию  качественной " правовой базы для таких действий".

     Это потребует высокопрофессионального  состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц,  занятых юридической деятельностью. Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права.  Административное право  занимает ведущее  место  среди  остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами  возникают  постоянно  административно-правовые отношения и  любой  юрист обязан знать и четко ориентироваться в административно-правовых нормах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие административное правонарушение

      и его признаки

      Единственным  основанием административной ответственности, является наличие состава административного  правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах. Понятие административного правонарушения появилось в 80-х г. Впервые в Кодексе об административных правонарушениях в 1984 г. было сформулировано правонарушение.

      Административным  правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Под административным правонарушением, как  основание административной ответственности понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведение граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

      Деяния, классифицированные как административные правонарушения, содержатся в следующих  кодексах: КоАП, КЗоТ, воздушный кодекс, кодекс торгового мореплавания и  др. Текущие законы также, устанавливают, какие деяния являются административными правонарушениями. Следует отметить, что в вышеуказанном понятие " административное правонарушение" и " административный проступок" отождествляются, то есть административный проступок не является особой разновидностью административных правонарушений, а признается синонимичным термином, также как и деликт.

      Таким образом, можно определить следующие  признаки административного проступка:

      Во-первых, это действие или бездействие. Административное правонарушение – это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия. Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.). Бездействие –это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

      Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок, посягающий на  установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. При чём нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение), так и создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических правил). Степень общественной опасности   является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления, которая различна у этих видов правонарушений.

      В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. На действие либо бездействие признанное общественно опасным устанавливается правовой запрет на их совершение.

      В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка. 

      В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

     Для признания административного правонарушения не нужно исследовать стадии приготовления и покушения, то есть в некоторых случаях законодатель устанавливает наличие административного проступка на более ранней стадии, чем оконченное деяние.

     Квалификация  того или иного проступка происходит посредством определения его состава (это эталон, с помощью которого происходит " кристаллизация" проступка). Состав проступка - совокупность, предусмотренных законодателем признаков, которые характеризуют данное деяние как административный проступок и ограничивают его от иных правонарушений. Или иными словами, состав правонарушения - установленное правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Определение состава правонарушения необходимо для выполнения трех функций состава:

  1. Фундаментальная функция, означающая, что состав правонарушения выступает как единственное фактическое основание административной ответственности.

      2. Разграничительная функция, означающая, что признаки состава отграничивают  один состав от другого, а  также от деяний не являющихся  административными правонарушениями, или от деяний, ответственность за которые наступает в других отраслях права.

      3. Гарантийная функция, которая  означает, что путем описания  точных составов административных правонарушений и их объективных признаков, законодатель гарантирует защиту гражданина от необоснованного привлечения к административной ответственности.

      Повторное совершение административного правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения срока  давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь применение более суровых административных взысканий, как правило, крупных штрафных санкций, административного ареста и даже уголовной ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Юридический состав  административного  проступка 

      Признаки  административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

      Практическое  значение состава административного  проступка состоит в том, что  он представляет собой законодательную модель квалификации конкретных административных проступков, то есть административное правонарушение должно быть квалифицировано в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность именно за это деяние и никакие отступления от этих требований недопустимы, т.е. квалификация административного проступка по аналогии не допускается и является грубым нарушением закона.

      В теории административного права  под составом административного  правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

     К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка — это внешние признаки, характеризующие противоправное действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

     Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

     Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, необходимо учитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП) может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам, надоедливости, хватания за руки, одежду; нецензурная брань, сопровождаемая скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; публичном рассказывании вульгарных анекдотов; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове «скорой помощи», пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов, написании нецензурных слов на заборах и т.д., и т.п.

     Содержание  объективной стороны характеризуют  и такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного  посягательства, длящееся правонарушение.

     Повторность предусмотрена многими статьями КоАП РСФСР и означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию, (т.е. в состоянии административной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание (взыскание).

     Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП. Например, ч. 3 ст. 162 КоАП устанавливает, что за распитие спиртных напитков в общественных местах, где это запрещено, или за появление в общественных местах в пьяном виде, совершенное в течение года в третий раз, влечет административную ответственность в виде крупного штрафа и даже административного ареста.

Информация о работе Административное правонарушение