Административно-правовая норма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:11, реферат

Описание

Тема реферата называется "Административно-правовая норма. Структура административно-правовой нормы. Виды норм административного права ". Она разделена на несколько разделов и каждый из этих разделов имеет свою специфическую особенность и сущность.

Работа состоит из  1 файл

реф на сдачу..docx

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Источники административного  права - это внешние формы выражения  административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические  акты различных государственных  органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

1. Конституция Российской  Федерации, многие из норм которой  имеют прямую административно-правовую  направленность. Это, например, конституционные  нормы, закрепляющие основные  права, свободы и обязанности  граждан, реализация которых осуществляется  преимущественно в сфере государственного  управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35); разграничивающие  предметы ведения и полномочия  федеральных органов и органов  субъектов Федерации (ст. 71-73).

В Конституцию включены нормы, направленные на регулирование отношений  в сфере деятельности исполнительной власти. К ним относятся, в частности, нормы статей 77 и 78, определяющие систему исполнительной власти в Российской Федерации, а также нормы главы 6 Конституции Российской Федерации "Правительство Российской Федерации", устанавливающие порядок осуществления Правительством Российской Федерации исполнительной власти в Российской Федерации, статус Правительства Российской Федерации, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками  административного права являются конституции республик, входящие в  состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

2. Законодательные акты  Российской Федерации, а также  ее субъектов. Наиболее значение  здесь имеют федеральные и  федеральные конституционные законы.

Среди данных источников административного  права можно назвать Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ, Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях, ряд других федеральных законов по вопросам, касающимся государственного управления.

Так в частности, Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации" определяет статус Правительства Российской Федерации, его состав и порядок его формирования, полномочия Правительства РФ, вопросы  организации его деятельности, взаимоотношения  Правительства РФ и органов государственной  власти, вопросы обеспечения деятельности Правительства РФ.

В задачи Кодекса об административных правонарушениях входят защита личности, охрана прав и свобод человека и  гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной  власти, общественного порядка и  общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов  физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Административно-правовые нормы  могут найти свое выражение и  в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

3. Ключевую роль среди  источников административного права  играют нормативные указы Президента  Российской Федерации (ст. 90 Конституции  РФ)

Принципиальное значение имеют указы Президента Российской Федерации "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти" от 9.03.2004 г.; "О полномочном  представителе Президента Российской федерации в федеральном округе" от 13.05.2000 г.; "О Государственном  совете Российской Федерации" от 1.09.2000 г. и ряд других.

Источниками административного  права являются и указы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

4. К числу источников  административного права относятся  также постановления Правительства  Российской Федерации (ст. 115 Конституции  РФ). Примером может служить постановление "О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" от 12 августа 2004 г. Правительство РФ утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 2 ноября 2000 г. и ряд других.

Источниками административного  права могут быть также нормативные  постановления правительств субъектов  Федерации.

5. В межотраслевом и  отраслевом масштабе источниками  административного права служат  нормативные акты федеральных  министерств, других федеральных  органов исполнительной власти, а также исполнительных органов  государственной власти субъектов  Федерации.

6. Источниками административного  права являются также нормативные  акты представительных и исполнительных  органов местного самоуправления  в случае наделения этих органов  законом необходимыми государственными  полномочиями (ст. 132 Конституция РФ).

7. Административно-правовые  нормы могут найти свое выражение  в межгосударственных соглашениях,  которые в таких случаях следует  рассматривать в качестве источников  административного права.

8. К источникам административного  права можно отнести и акты  внутриорганизационного характера  - нормативные акты руководителей  государственных корпораций, концернов,  объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них  норм ограничено рамками конкретного  формирования. В некоторых случаях  нормативные акты государственных  корпораций, концернов могут выходить  за границы одного коллективного  образования (например, в сфере  топливно-энергетического комплекса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая отрасль права состоит  из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, "кирпичиками", на базе которых строится система  отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные  или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в  сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии  определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично  включена в отраслевую систему, вне  которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым  разным критериям. Наиболее важными  для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и  формы, которые и были рассмотрены  в реферате.

Многообразие упомянутой системы источников административного права в главе 5, остро ставит проблему систематизации и кодификации административно-правовых норм.

Административное право  относится к числу несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его  много профильностью. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречащих.

По существу, сейчас кодифицирован  лишь один институт российского административного  права. Имеется ввиду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно даже говорить об общей административно-правовой кодификации.

В настоящее время на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведение их в соответствие с потребностями  времени, с целями проводимых социально-экономических  и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции  Российской Федерации. Разумеется, необходимо существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно многочисленных пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и систематизация норм по его важнейшим институтам).

В любом случае, в данной работе более объективные и реальные суждения об административно-правовых нормах. В своей работе прибег к мнению Л.Л. Попова, который, по нашему мнению, более объективно, и рационально рассматривает данное правовое явление, дает четкую, разграничительную характеристику административно-правовой нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.Конституция Российской  Федерации принята всенародным  голосовании 12 декабря 1993 г.

2. Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации принят Государственной Думой ФС РФ 20 декабря 2001г.

3. Административное право России. (Учебник) Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. (2010, 752с.)

4.Административное право. (Учебно-метод. компл.) Душакова Л.А., Чепурнова Н.М. (ЕАОИ; 2008, 371с.)

5.Административное право Российской Федерации. (Учебник) Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. ( 2008 )

6.Административное право. Учебник, А.Б. Агапов, издательство «Дашков и К», М. 2004.

7. Административное право : учебник / Б.В. Россинский. - М. : Норма, 2009. - 928 с.

8. Административное право Российской Федерации. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Учебник, М., Изд. ТЕИС, 1996г.

9.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: Норма-ИнфраМ, 2000.  С.44.

10.Справочная система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru.

 


Информация о работе Административно-правовая норма