Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:10, курсовая работа
Отраслевое и межотраслевое управление представляют собой две конкретные организационно-правовые формы государственного управления. Рациональное их сочетание на всех уровнях объективно необходимо. В то же время при этом требуется достаточно радикальный подход к решению проблемы формирования субъектов исполнительной власти либо на отраслевых, либо на межотраслевых началах, а также к установлению приоритетности тех или иных начал.
1. Соотношение межотраслевого, отраслевого и регионального управления.
2. Административно-правовое регулирование занятости населения.
3. Административно-правовое регулирование государственного прогнозирования экономического и социального развития.
4. Административно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции.
5. Административно-правовые режимы в особых условия управления.
6. Административно-правовой режим чрезвычайного положения.
7. Административно-правовое регулирование военного положения.
8. Нормативные акты
9. Список литературы
Цели введения режима чрезвычайного положения — нормализация в кратчайшие сроки обстановки, устранение угроз безопасности, восстановление законности, нормальной деятельности, оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям, ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия.
Законодательство РФ, определяя основания объявления чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии:
а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности государственных институтов, имущества: эпидемии, эпизоотии, крупные аварии;
6) обстоятельства, служащие основанием для объявления чрезвычайного положения, должны представлять собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не связывает основания объявления чрезвычайного положения с наступлением конкретных явлений или событий; применение чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления реальной опасности; задачей чрезвычайного положения будет как раз устранение такой угрозы;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, — общественный порядок, межнациональные отношения, взаимоотношения природы и общества;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер.
Согласно ст. 88 Конституции РФ, Президенту Российской Федерации предоставлено право издавать указ о введении чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
«Чрезвычайный» указ сохраняет свою силу в течение 24 часов при работающем парламенте и в течение 72 часов — в период между сессиями. После утверждения данного указа Советом федерации он действует в течение названного в нем срока, но может быть отменен досрочно.
В указе об установлении режима чрезвычайного положения должны быть названы:
а) обстоятельства, послужившие основанием для его введения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) государственные органы, ответственные за осуществление режима чрезвычайного положения, и точные границы чрезвычайных полномочий тих органов;
г) границы территории, на которой вводится чрезвычайного положения;
д) время вступления в силу акта о чрезвычайного положения, а также точный срок, на который вводится чрезвычайного положения.
Акт о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в законную силу, за исключением обстоятельств, требующих неотложных мер по спасению населения, когда чрезвычайного положения вводится немедленно и без предупреждения.
Срок действия режима ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, а вводимого на части ее территории — 60 дней. По истечение этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок в таком же порядке, как чрезвычайное положение устанавливается.
Чрезвычайная ситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на систему исполнительной власти.
Чрезвычайное законодательство России предусматривает: во-первых, введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, ставятся в прямое подчинение Президенту либо назначаемому им органу; во-вторых, создание специальных временных органов — временных администраций, комитетов, штабов, комендатур, являющихся федеральными органами исполнительной власти, которым могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти территории, где введено чрезвычайное положение.
Увеличение полномочий органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвидацию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содействие деятельности органов власти и иных организаций.
В соответствии с этими задачами государственные органы применяют следующие меры: временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища; проводят санитарно-противоэпидемические мероприятия; устанавливают особый режим работы предприятий, учреждений, организаций; в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан.
Чрезвычайное положение, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков, представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-
Предусматривается возможность: ограничения свободы печати; приостановления деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки; ограничения продажи оружия, спиртных напитков, а в исключительных случаях — изъятие у граждан и организаций предметов и веществ, использование которых в условиях чрезвычайного положения угрожает общественной безопасности; выдворения нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой объявлено чрезвычайное положение; установления комендантского часа.
Государственным органам даются полномочия изымать у граждан и организаций оружие, звукоусиливающие технические средства и другие предметы, использование которых влияет на состояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок.
При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов.
7. Административно-правовое регулирование военного положения.
Законодательной основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон о военном положении, федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты, в том числе указы Президента и постановления Правительства РФ.
Военное положение (ВП) представляет собой особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.
В соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об обороне» военное положение (ВП) вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию.
Помимо объявления ВП в распоряжении государства имеются также такие средства, как объявление состояния войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится ВП, но могут применяться и раздельно.
Регулирование режима военного положения определяется характером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. В период военных действий разрушаются нормальные общественные взаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда в районе военных действий практически выходит из-под нормативного воздействия обычного законодательства. В этой связи на режим военного положения возлагаются задачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, режим военного положения должен обеспечить успешное действие вооруженных сил.
«В случае агрессии против Российской Федерации, — говорится в ст. 87 Конституции, — Президент Российской Федерации вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом».
Режим ВП должен решить следующие задачи:
• гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время;
• мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;
• реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины;
• установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.
Военное положение вводится вплоть до прекращения состояния войны, вторжения, нападения, блокады территории России или отдельных ее местностей или устранения реальной угрозы перечисленных действий. Руководство на территории страны или в отдельных ее местностях, объявленных на военном положении, может передаваться специальным органам или даже военным властям.
Необходимо четко разграничить режим чрезвычайного положения, при котором угроза безопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режим военного положения, призванный способствовать преодолению внешней угрозы, достижению победы над воюющей стороной.
Отличие военного положения от чрезвычайного положения следует проводить по основаниям введения особого правового режима, по объему устанавливаемых правоограничений, по глубине изменений в системе органов публичной администрации, по характеру сил и средств, привлекаемых для поддержания режима.
Хотя в исключительных случаях и в условиях чрезвычайного положения, вызванного стихийным бедствием, Президент РФ может принимать меры по привлечению вооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этих воинских частей отличается от той, которую они выполняют при ВП. В условиях чрезвычайного положения они играют вспомогательную роль, выполняют распоряжения и приказы гражданских властей.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об обороне» Президент Российской Федерации вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени.
Для поддержания режима ВП Президент привлекает соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, других войск и воинских формирований. Они обеспечивают особый порядок въезда, выезда и передвижения по территории, охраняют объекты, обеспечивающие жизнедеятельность, участвуют в охране общественного порядка, реализуют такие меры, как комендантский час, военная цензура, пресечение нарушений режима ВП. Находясь в оперативном подчинении Генеральному штабу, названные части и соединения могут подчиняться и органам, обеспечивающим военное государственное управление, военной администрации территории.
Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граждан и организаций, связанных с передвижением, проведением собраний, митингов, забастовок, использованием транспортных, радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др. Одновременно могут быть возложены дополнительные обязанности, ужесточено административное принуждение (вплоть до расстрела на месте).
8. Нормативные акты
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 27 июня 2002 года в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ.
3. Федеральный закон „О Счётной палате РФ“ от 11 января 1995 г.
4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994г.
5. Федеральным закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г.
6. Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении».
7. Федеральный закон «Об обороне».
8. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (в ред. от 10.01.2003).
9. Закон РФ «О милиции» N 1026-1 от 18 апреля 1991 года (в ред. от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. №990.
12. Положение о Министерстве внутренних дел РФ. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 1039.
13. Положение о Министерстве финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №273.
14. Положение о Федеральном казначействе РФ. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №864.
15. Положение о Министерстве труда и социального развития РФ. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997г. N 480.
16. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 85.
17. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498.
18. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793.
19. Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 953.
Информация о работе Административно-правовое регулирование в межотраслевых сферах управления