Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание

Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.
Граждане РФ, имея права, должны также выполнять возложенные на них Конституцией РФ и законами обязанности.
Среди конституционных, имеющих существенное значение для организации процесса государственного управления, следует указать такие обязанности, как: защищать Отечество, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.
Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства — двойное гражданство (ст. 62 Конституции Российской Федерации). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство (гражданство или подданство иностранного государства), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Содержание

Введение
1. Административно-правовой статус граждан РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.12 Кб (Скачать документ)

     з) оформляют гражданство России в  соответствии с законом;

     и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства России в случаях, определенных законом.

     Решения по вопросам гражданства России в  общем порядке принимаются и  рассматриваются Президентом РФ в срок до одного года.

     Решения о приеме в гражданство России в упрощенном порядке принимаются:

     • МВД России и его территориальными органами;

     • МИД России, дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами  Российской Федерации. Рассмотрение заявлений  по вопросам гражданства России и  принятие решений о приеме в гражданство  России в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня  подачи заявления и всех необходимых  документов, оформленных надлежащим образом.

     Административно-правовой статус граждан России, как значительная часть норм общего правового статуса, закреплен во многих законах и  подзаконных актах и проявляется  в совокупности прав и обязанностей и обеспечен гарантиями их осуществления  со стороны органов государственной  власти и органов МСУ, которые  принимают правовые акты, влияющие на объем административно-правового  статуса граждан России.2

     О расширении административно-правового  статуса граждан России свидетельствует  также принятый от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об  обеспечении гарантий избирательных  прав и прав на участие в референдуме  граждан РФ». Этим законом регламентировано конституционное положение (пункт 3 ст. 3) о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

     Субъектами  административного права вообще являются все физические и юридические  лица, которые потенциально могут  вступить в административно-правовые отношения. Многие из них длительное время, являясь субъектами административного  права, могут не вступать в конкретные административные правоотношения.3 Следовательно, реализация административных правоотношений является как бы следствием волеизъявления одной из сторон. Поэтому необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административного правоотношения».

     Субъекты  административного права определяются в нормах права общим или родовым  понятием, как физические лица, государственные  органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица, а также иные коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами, например, кафедра  или факультет вуза. Они могут  также в течение длительного  времени не вступать в административные правоотношения.

     Субъект же правоотношения всегда определен. Субъекты административных правоотношений —  это конкретные участники, стороны  правоотношений, наделенные обязанностями  и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально  осуществлять эти отношения в  рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством.

     Субъекты  административного права могут  стать субъектами административно-правовых отношений, три условия:

     1) административно-правовая норма,  предусматривающая реализацию прав  и обязанностей сторон (субъектов  правоотношений);

     2) юридический факт (правомерное или  неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;

     3) административная правоспособность  и дееспособность субъектов этих  отношений;

     На  практике эти общие условия для  каждого субъекта административного  права осуществляются по-разному.

     Особенностью  физических лиц, как участников административных правоотношений является то, что они  выступают в качестве частных  лиц, то есть, реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических  лиц или их уполномоченных должностных лиц. 4

     Административные  правоотношения между физическими  лицами, с одной стороны, обладающими  правами и обязанностями в  сфере деятельности органов исполнительной власти г государственного управления, администрации органов МСУ и  другой стороны в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного  государственно-властными полномочиями, могут возникать в связи:

     1) с реализацией физическими лицами  своих конституционных прав в  сфере административно-правовых  отношений;

     2) с нарушением, совершаемым органами  исполнительной власти, государственного  управления, администрациями органов  МСУ, их должностными лицами  прав, свобод и законных интересов  человека и гражданина;

     3) с осуществлением обязанностей  физическими лицами в сфере  деятельности органов исполнительной  власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

     4) с нарушением физическими лицами  своих правовых обязанностей  в сфере деятельности органов  исполнительной власти, государственного  управления и администрации органов  МСУ.

     Согласно  ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и  нормам международного права и в  соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и обязанности  граждан России в сфере исполнительной власти, государственного управления являются составной частью прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции  РФ и детализированных в законах  и других нормативно-правовых актах.

     Согласно  ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей. Они имеют  право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

     Граждане  России имеют равный доступ к государственной  службе.

     В соответствии ст. 33 граждане России имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления.

     Конституцией  РФ, законами и другими нормативными актами определен целый ряд специальных  правовых норм, которые направлены на охрану прав и свобод граждан  от каких-либо нарушений.

     Например, каждый, кто законно находится  на территории России, имеет право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27), статьями 45 и 46 Конституции  РФ установлено, что в России каждому  человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

     Законодательством установлен определенный процессуальный порядок, который является гарантией  законного и обоснованного привлечения  граждан к административной ответственности  за их неправомерные действия в сфере  деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. В  новом Ко АП РФ, расширен состав норм процессуальной защиты прав человека и гражданина. Конституцией РФ установлено, что Россия гарантирует государственную  защиту прав и свобод человека и  гражданина. Эта конституционная  обязанность государственных - органов  детализирована во многих правовых актах  с изложением различных способов и средств (например, протест прокурора, судебный контроль, государственный  контроль, общественный контроль, административный надзор, право на жалобу).

     В ст. 80 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если этими актами нарушаются права  и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим  судом РФ.

     Специальные юридические гарантии осуществляют органы исполнительной власти (в форме  контроля), суды (контроль, частное определение, решение, постановление) и прокуратура (постановление, протест, определение, письменное предостережение) по восстановлению нарушенных прав и законных интересов  граждан. 5 

 

      Заключение 

     Административно-правовой статус гражданина является составной  частью общего правового статуса  личности. Многие права и обязанности  граждан РФ в административно-правовых отношениях производны от их конституционных  прав и обязанностей и находят  свое конкретное выражение в законах  и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной  концепции положения личности в  России, устанавливаются иными правовыми  актами.

     Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового  статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений  граждан с органами государственной  власти, местного самоуправления, общественными  объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации  системы управления государством, в  первую очередь следует назвать  следующие. 1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ); 2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ); 3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (ст. 25 Конституции РФ); 4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ст. 23 Конституции РФ); 5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (ст. 27 Конституции РФ); 6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ); 7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); 8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ); 9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ); 10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

     1. Ануфриев Е.Н. Административное  право. Учебное пособие для  студентов. М., 2001.

     2. Агапов А.Б. Административное  право. Учебник. М., 2000.

     3. Конституция РФ.

     4. Никифоров М. В. Административное  право: канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.

     5. Орлов Т.И. Учебное пособие  по административному праву. М., 2005.

     6. Попов С.А. Административное право.  Волгоград. ВолГУ. 2007.

     7. Степанов Р.О.  Административное право. М., 2007.

     8. Савельев Е.Н. Лекции для студентов  по административному праву. Саратов. 2006.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан Российской Федерации