I.Административно-правовой
статус гражданина.
Права
и обязанности граждан в сфере
административного права в основном
производны от конституционных и
конкретизируются во многих законах
и подзаконных актах.
Согласно Статьи 2 Конституции РФ - человек,
его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность
государства. часть 2 статьи 6 Конституции
РФ каждый гражданин России обладает на
ее территории всеми правами и свободами
и «несет равные обязанности».
Административно-правовой статус
граждан Российской Федерации,
составляющий важнейшую часть
их общего правового статуса
и закрепленный во многих законах
и подзаконных актах состоит
в следующем:
- комплекс
их прав и обязанностей, закреплённых
нормами административного права;
- гарантии
реализации этих прав и обязанностей,
включая их охрану законом и механизм
защиты органами государства и местного
самоуправления;
Правовые акты, относящиеся к
установлению административно-правового
статуса человека и гражданина,
могут быть подразделены в
зависимости:
-
от принципа разделения властей - на акты
органов законодательной власти и акты
органов исполнительной власти;
-
от юридической силы - на законы и подзаконные
акты;
-
от характера компетенции издающих их
органов
-
на акты органов общей, отраслевой
и межотраслевой компетенции.
В формировании и реализации
составляющих административно-правового
статуса граждан России, помимо
Конституции Российской Федерации,
большое значение имеют органы государственного
управления и местного самоуправления.
В пределах предоставленной компетенции
они:
- издают правовые
акты, влияющие на содержание статуса
граждан, влекущие приобретение ими прав
и обязанностей в той или иной сфере (например,
реализация права на образование предполагает
издание акта о зачислении в учебное заведение);
- организуют
исполнение законов, имеющих непосредственное
отношение к административно-правовому
положению граждан;
- помогают
гражданам в реализации их конкретных
субъективных прав (например, в вопросах
социальной защиты);
- осуществляют
охрану прав и свобод граждан.
Большинство основных (конституционных)
прав граждан нуждается в административно-правовом
обеспечении. Так, нормы Федерального
закона "О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию", закрепив
право граждан России на получение
заграничного паспорта, процедуру
его получения и ряд других
вопросов, урегулировали административно-правовой
механизм реализации конституционного
права на выезд из России
и въезд в нее.
Таким
образом, административное право конкретизирует
права и обязанности граждан,
устанавливаемые конституционным
правом, и делает это при помощи
органов государственного управления
и местного самоуправления.(Статья
33 Конституции РФ)
Права
и обязанности граждан по содержанию
можно подразделить на две группы:
- статусные,
указывающие на положение гражданина
в социальной структуре страны;
- адекватные
тем сферам, в которых права и обязанности
могут реализовываться.
Одним из прав граждан, находящихся
в административной правовой
сфере, является право на хранение
и ношение определённых видов
оружия. Оно реализуется Федеральным
Законом от 13.12.96 "Об оружии"
и контролируется органами внутренних
дел. Так, для получения лицензии
на приобретение оружия гражданин
Российской Федерации обязан
представить в орган внутренних
дел по месту жительства заявление
по установленной форме, медицинское
заключение об отсутствии противопоказаний
к владению оружием, связанных
с нарушением зрения, психическим
заболеванием, алкоголизмом или
наркоманией, и документ, подтверждающий
гражданство Российской Федерации.
Вся система административно-правовых
отношений, субъектами которых
могут быть граждане, определяется
их административной правоспособностью.
Но возникают они в процессе
реализации гражданами своих
субъективных прав и юридических
обязанностей как по собственной
инициативе, так и в порядке
одностороннего волеизъявления
органа государственного управления,
местного самоуправления или
его должностного лица. При этом
в осуществлении субъективных
прав инициатива преимущественно
принадлежит гражданам.
1.
Особенности административно-правового
статуса отдельных категорий
граждан.
Несмотря на то, что Конституция
Российской Федерации устанавливает
равенство прав и свобод всех
граждан России, может быть узаконено
неравенство отдельных категорий
людей в зависимости от различных
обстоятельств. Имеются существенные
особенности в правовом статусе
вынужденных переселенцев, беженцев,
безработных и некоторых других
категорий граждан.
Федеральный Закон от19.02.93 (ред. от
28.06.97) "О беженцах" определяет основания
и порядок признания беженцем на территории
Российской Федерации, устанавливает
экономические, социальные и правовые
гарантии защиты прав и законных интересов
беженцев в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации.
Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных
переселенцах" определяет статус вынужденных
переселенцев, устанавливает экономические,
социальные и правовые гарантии защиты
их прав и законных интересов на территории
Российской Федерации в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами Российской Федерации.
II.
Особенности административно-правового
статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Иностранными
гражданами в РФ признаются лица, не
являющиеся гражданами России и имеющие
доказательства своей принадлежности
к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в РФ
признаются лица, не имеющие гражданства
какого-либо государства. Без гражданство
может быть :
-
абсолютным .
-
относительным.
Абсолютное
– без гражданство с момента рождения.
Относительное
– без гражданство, наступившее в результате
утраты гражданства.
В законе о гражданстве России
устанавливается, что ребенок
лиц без гражданства, родившийся
на территории России, является
гражданином России. Законодательство
определяет, какие документы и факты могут
служить доказательством наличия у лица
гражданства того или иного государства.
Согласно закону о гражданстве России
от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим
гражданство, является прежде всего паспорт,
а до его получения – свидетельство о
рождении. Доказательством может служить
и иной документ, содержащий указание
на гражданство лица. В случае отсутствия
документов, подтверждающих гражданство,
или сомнений в правильности их выдачи
в России установлена административная
процедура так называемого выяснения
гражданства.
В
соответствии с Конституцией РФ иностранным
гражданам и лицам без гражданства
в РФ гарантируются предусмотренные
законом права и свободы.
Они пользуются теми же правами
и свободами и несут те же
обязанности, что и граждане
РФ, если иное не вытекает из
Конституции РФ, и других актов
российского законодательства. Иностранные
граждане и лица без гражданства
в РФ равны перед законом
независимо от происхождения,
социального и имущественного
положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, образования,
языка, отношения к религии,
рода и характера занятий и
других обстоятельств. Использование
иностранными гражданами и лицами
без гражданства прав и свобод
не должно наносить ущерб интересам
российского общества и государства,
правам и законным интересам
граждан РФ и других лиц.
Находящиеся в РФ иностранные
граждане и лица без гражданства
обязаны уважать Конституцию
РФ и соблюдать российские
законы.
Иностранные граждане могут постоянно
проживать в РФ, если они имеют на то разрешение
и вид на жительство, выданные органами
внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся
в России на ином законном
основании, считаются временно
пребывающими в РФ. Они обязаны
в установленном порядке зарегистрировать
свои заграничные паспорта или
заменяющие их документы и
выехать из РФ по истечении
определенного им срока пребывания.
Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иностранным
гражданам и лица без гражданства
в соответствии с общепризнанными
нормами международного права.
1.
Основные права,
свободы и обязанности
иностранных граждан
и лиц без гражданства
в РФ.
Иностранные граждане, постоянно
проживающие в РФ, могут работать
в качестве рабочих и служащих
на предприятиях, в учреждениях
и организациях или заниматься
иной трудовой деятельностью
на основаниях и в порядке,
установленных для граждан России.
А временно пребывающие могут
заниматься трудовой деятельностью
в РФ, если это совместимо с
целями их пребывания в России.
Иностранные граждане не могут
назначаться на отдельные должности
или заниматься определенной
трудовой деятельностью, если
в соответствии с российским
законодательством назначение на
эти должности или занятие
такой деятельностью связаны
с принадлежностью к гражданству
РФ.
Иностранные граждане и лица
без гражданства пользуются правами
и несут обязанности в трудовых
отношениях наравне с гражданами
РФ, а так же , имеют право на
отдых на общих основаниях
с гражданами РФ.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, находящиеся
в РФ, имеют право на охрану
здоровья.
Иностранные граждане, постоянно
проживающие в РФ, пользуются
медицинской помощью наравне
с гражданами России. А временно
пребывающим в РФ иностранным
гражданам медицинская помощь
оказывается в порядке, устанавливаемом
Министерством здравоохранения
РФ.
В
социальном обеспечении иностранные
граждане, постоянно проживающие
в РФ, имеют право на получение
пособий, пенсий и на другие формы
социального обеспечения на общих
основаниях с гражданами РФ; а временно
пребывающие имеют право на получение
пособий, пенсий и на другие формы
социального обеспечения на основаниях
и в порядке, установленных законодательством
РФ.
В тех случаях, когда для
назначения пенсий требуется
определенный стаж работы, иностранным
гражданам на основаниях и
в порядке, установленных законодательством
РФ, может засчитываться в этот
стаж их работы за границей.
В жилищной сфере иностранные
граждане и лица без гражданства,
постоянно проживающие в РФ, имеют
право на основаниях и в
порядке, установленных для граждан
РФ, получить в пользование жилое
помещение в домах государственного
и общественного жилищного фонда,
жилищно-строительных кооперативов.
Они должны бережно относиться
к предоставленному им жилищу,
соблюдать правила пользования
жилыми помещениями.
Иностранные граждане и лица
без гражданства могут в соответствии
с российским законодательством
иметь в РФ жилой дом и
иное имущество в личной собственности,
наследовать и завещать имущество,
иметь права автора произведения
науки, литературы и искусства,
открытия, изобретения, рационализаторского
предложения, промышленного образца,
а также иные имущественные
и личные неимущественные права.
Иностранные граждане и лица
без гражданства имеют право
на получение образования наравне
с гражданами РФ в соответствии
с порядком, установленным законодательством
РФ. И если они приняты в
российские учебные заведения,
то они имеют права и несут
обязанности учащихся и студентов
в соответствии с российским
законодательством.