Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:40, контрольная работа
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. За последнее десятилетие радикально изменилась государственная и общественная жизнь России. Интенсивное развитие получило Конституционное, Гражданское, Трудовое, Административное законодательство, что позволило по-новому решить, в частности, вопросы правового положения государственных органов, прав и свобод граждан.
. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Понятие и структура административно-правового статуса граждан.... 4
3. Основы административно-правового статуса граждан……………….. 6
4. Права и обязанности граждан в сфере деятельности исполнительной власти……………………………………………………………………... 8
5. Роль органов исполнительной власти в реализации прав, свобод и обязанностей граждан………………………………………………….. 13
6. Административно-правовые гарантии прав граждан………………... 15
7. Правовые способы защиты прав и свобод граждан………………….. 16
8. Право граждан на обращение………………………………………….. 18
9. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………….. 20
10. Заключение……………………………………………………………... 26
11. Основная литература…………………………………………………... 27
12. Нормативные акты…………………………………………………….. 27
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала
своим
гражданам государственную
административном порядке. Создание скоординированной системы гарантий
личных прав граждан – необходимое условие правового государства. Систему
гарантий юридической защиты прав личности можно разделить на два
основных направления:
Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.
Основные
средства защиты прав и
а) создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшая задача которых – защита правопорядка;
б) существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам (адвокатура, общество защиты прав потребителей, а так же средства массовой информации, религиозных объединений, добровольные общества и т.п.);
в) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;
г) процессуальная
защита. Гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное,
административное право достаточно
подробно регламентируют право лица,
привлекаемого к
За последнее
десятилетие в России существенно
обновился и расширился массив правовых
норм, регламентирующих право граждан
в целом и особенно их право
на защиту. Значительно расширились возможности
для судебной защиты, увеличились возможности
для реализации иных прав на защиту (в
частности закрепление права на ношение
оружия, на частную детективную деятельность,
охранную деятельность. Создана новая
государственная организационно-правовая
форма защиты граждан – Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
и ряде субъектов Российской Федерации.
Вступила в силу Конвенция о защите прав
человека и основных свобод. В соответствии
с нею любое лицо, группа частных лиц, которые
утверждают, что явились жертвами нарушений,
вправе обратиться с жалобами в Европейский
Суд по правам человека. В Конституции
Российской Федерации закреплены и в настоящее
время широко используются коллективные
формы защиты прав. Такое право закреплено
в статье 30 Конституции Российской Федерации:
«Каждый имеет право на объединение, включая
право создавать профессиональные союзы
для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
Никто не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или пребыванию
в нем». В статье 31 Конституции Российской
Федерации говориться, что: «Граждане
Российской Федерации имеют право собираться
мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Статья 37 Конституции Российской Федерации
«признает право граждан на индивидуальные
и коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов
их разрешения, включая право на забастовку».
Статья 33 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Федеральный Закон № 59 от 2 мая 2006 г. (Российская газета, 2006, 5 мая). Одновременно со вступлением в силу Федерального закона прекратил свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция статья 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Российская газета, 2006, 6 декабря).
Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде Российской Федерации, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.
Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Принятые в ряде субъектов Российской Федерации законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как :
Ходатайства – письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод.
Коллективные обращения граждан – обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
Закон
города Москвы «Об обращениях граждан»
выделяет, кроме того, петиции –
коллективные обращения граждан в органы
власти города о необходимости проведения
общественных реформ или частичного изменения
городского законодательства.
Основным
положением в понимании административно-
Именно на этом принципиальном положении Конституции Российской Федерации базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда федеральных законов, в числе которых первостепенное значение имеет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности), а также принятых во исполнение данных законов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и органов ее исполнительной власти. Кроме того, нельзя забывать, что значительную роль в регулировании правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация, различного рода межправительственные соглашения. Говоря о международных договорах, мы можем выделить договоры и соглашения, заключенные Российской Федерацией, как в рамках Содружества Независимых Государств, так и с другими иностранными государствами и международными организациями.
Для дальнейшего
рассмотрения особенностей административно-правового
статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства
Федеральный Закон от 25.06.2002 г. № 115 ФЗ
доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В свою очередь, лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Говоря о подданстве, российское законодательство имеет в виду ситуацию с лицами, проживающими на территориях государств с монархической формой правления.
Применительно
к Федеральному закону "О правовом
положении иностранных граждан
в Российской Федерации" правовой
статус лица без гражданства практически
тождествен правовому статусу собственно
иностранного гражданина, за исключением
случаев, когда федеральным законом
для лиц без гражданства
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, а также несут те же обязанности, что граждане Российской Федерации, кроме случаев, определенных федеральными законами или международными договорами. Тем самым общий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства и административно-правовой статус этих лиц приравнены к аналогичным статусам россиян. Вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан.
1. Момент
возникновения административно-
В некоторых случаях поведение иностранного гражданина даже за пределами территории Российской Федерации может влиять на содержание его административно-правового статуса в Российской Федерации. Так, в частности, в силу статья 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:
Информация о работе Административно-правовой статус гражданина