Административно-правовой статус общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:24, контрольная работа

Описание

цель контрольной работы – изучение административно-правового статуса общественных объединений в современный период развития российского законодательства.
Задачи контрольной работы обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:
Рассмотрение понятия, правовой основы и организационно-правовых форм общественных объединений.
Характеристика прав, обязанностей и ответственности общественных объединений.
Изучение административно-правового статуса политических партий.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, правовая основа и организационно-правовые формы
общественных объединений 5
2. Права, обязанности и ответственность общественных объединений 9
3. Административно-правовой статус политических партий 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Административно-правовой статус обществе.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     2. Права, обязанности  и ответственность общественных   объединений

     Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений неодинаков. Чаще всего в административно-правовых отношениях они выступают в качестве стороны, обязанной выполнять правовые предписания уполномоченных органов государства. Общественные же объединения, наделенные функциями органов государственного управления, могут выступать в административно-правовых отношениях в качестве субъекта управления, уполномоченного давать другой стороне обязательные к исполнению предписания.

     9 ноября 2005 г. принят Федеральный  Закон «О государственной службе  российского казачества» № 154-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст.7 указанного  закона, федеральные органы исполнительной  власти и (или) их территориальные  органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций вправе привлекать членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами. К сожалению, за рамками правового регулирования указанного Закона остался главный вопрос: может ли содержание договора (соглашения) составлять оказание членами казачьих обществ содействия органам государственной власти (местного самоуправления) путем делегирования им государственно-властных полномочий?

     Вместе  с тем делегирование общественным объединениям государственно-властных полномочий представляется нецелесообразным. Имеющиеся у них государственно-властные полномочия дублируют государственно-властные полномочия соответствующих органов исполнительной власти, что, на наш взгляд, является недопустимым.

     В установленных законом случаях  некоторые общественные объединения  вступают в административно-правовые отношения как субъекты, обладающие правом самостоятельно применять меры административного воздействия. Следует заметить, что обозначилась тенденция сужения круга таких правоотношений. В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» признаны недействующими или утратившими силу в РФ нормативные акты, наделявшие государственно-властными полномочиями товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством, общественные пункты охраны порядка и т. д.

     Вместе  с тем Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (ст. 45) наделил государственно-властными  полномочиями общественные объединения  потребителей (их ассоциации, союзы).

     Объем полномочий различных общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений определяется актами государственных органов, а не уставами самих организаций. В этих актах предусматриваются правомочия общественных объединений в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношений, участниками которых они могут быть3.

     Права общественных объединений:

     - свободно распространять информацию  о своей деятельности;

     - участвовать в выработке решений  органов государственной власти  и органов местного самоуправления;

     - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

     - учреждать средства массовой  информации и осуществлять издательскую  деятельность;

     - представлять и защищать свои  права, законные интересы своих  членов и участников (других граждан)  в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

     - выступают с инициативами по  различным вопросам общественной  жизни, вносить предложения в  органы государственной власти; 
- участвовать в избирательных компаниях и т.д.

     Обязанности общественных объединений:

     - соблюдать законы, общепризнанные  принципы и нормы международного  права, свой устав и другие  правовые нормы;

     - ежегодно публиковать отчет об  использовании своего имущества  или обеспечивать доступность  ознакомления с указанным отчетом;

     - ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;

     - представлять по запросу соответствующего  органа годовые и квартальные  отчеты о своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения;

     - допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения,  на проводимые общественным объединением  мероприятия;

     - оказывать содействие контролирующему  органу в ознакомлении с деятельностью  общественного объединения4.

     Административно-правовые отношения с участием общественных объединений складываются не внутри этих объединений, а за их пределами, т. е. там, где они взаимодействуют  с органами государственного управления. В этой сфере общественные объединения могут выступать в качестве различных сторон в административно-правовых отношениях, а именно, они могут быть стороной:

     а) обязанной выполнять общие правила  поведения, устанавливаемые органами государственного управления (это наиболее распространенный вид правоотношений, например, соблюдение противопожарных правил и т. д.);

     б) обязывающей выполнять формулируемые  ими требования. Эти требования могут  быть адресованы как органам управления, должностным лицам, так и гражданам (исключения, связанные с реализацией делегированный им части государственно-властных полномочий государством, – издание профсоюзами правил по вопросу применения законодательства о труде);

     в) с которой соответствующие органы обязаны предварительно согласовать  принимаемые решения (это своего рода «горизонтали», например, профсоюзы и администрация предприятия по поводу увольнения с работы);

     г) осуществляющей контроль за работой  государственных учреждений, предприятий  по вопросам торговли, коммунально-бытового обслуживания, здравоохранения и т. п. (раньше таких правоотношений было достаточно много – народный контроль, общественный контроль профсоюзов и т. д., в настоящее время меньше – органы территориального общественного управления и т. д.);

     д) с которой соответствующие органы государственного управления обязаны совместно рассматривать те или иные вопросы (вопросы организации труда администрация предприятия устанавливает только совместно с профсоюзами и т. д.);

     е) в административно-правовых отношениях имущественного характера (государство передает управление курортами и санаториями профсоюзам);

     ж) в правоотношениях, связанных с  осуществлением переданных в их ведение  функций государственных органов (санаторно-курортное обслуживание, где общественные объединения являются, как правило, управляющей стороной)5.

      3. Административно-правовой  статус  политических  партий

     Политическая  партия - это общественное объединение, создаваемое в целях участия  граждан России в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом "О политических партиях" от 11 июля 2001 г.6

     Федеральным законом "О внесении изменений  в Федеральный закон "О политических партиях" от 20 декабря 2004 г. введено ограничение численности партструктур, которое направлено против дробления политических сил, появления множества искусственно создаваемых малочисленных партий. Ограничение состоит в том, что в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерации политическая партия должна иметь региональные объединения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии. Политическая партия, не отвечающая установленным требованиям регистрации, обязана преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы либо ликвидироваться.

       Федеральный закон от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" устанавливает, что политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

       Нам представляется возможным  присоединиться к точке зрения  Е.П. Дубровиной7, считающей, что в данную формулировку следует внести некоторые коррективы. Так, целью деятельности партий должно быть признано не "формирование и выражение", а содействие гражданам в участии в политической жизни общества, что более соответствует современному пониманию роли и значения партий в политической системе. Так, согласно статье 21 Конституции ФРГ партиями являются организации, содействующие формированию политической воли народа, а в статье 4 Конституции Франции говорится о том, что партии должны содействовать выражению общественного мнения путем голосования.

     Именно  посредством содействия участию  граждан в политической жизни  и управлении делами государства  партии будут выполнять свое основное предназначение - являться связующим  звеном между избирателями и государством, выполняя при этом три основные функции:

      1. Представительная функция. Ее  осуществление состоит в выражении  интересов определенных групп  населения путем участия в  выборах органов государственной  власти и местного самоуправления, а также в отборе политических деятелей в качестве кандидатов в выборные органы власти.

      2. Функция социализации. Выполнение  данной функции обеспечивает  стимулирование активного участия  граждан в политической жизни.

      3. Воспитательная функция, в рамках  которой происходит развитие правовой культуры избирателей.

     Неоправданная жесткость действующего федерального законодательства о партиях может  дать весьма негативный эффект в деле партийного строительства в России. Не секрет, что есть опасность настроя  некоторой политически активной части населения ряда субъектов Федерации против федерального центра и общероссийских партий, которые будут восприниматься как инструменты политического давления, противодействующие самостоятельному политическому самоопределению на региональном уровне8.

     Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в  определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом  ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица.

      Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности.

     При выявлении по результатам осуществления контроля нарушений действующего законодательства орган юстиции инициирует процедуру приостановления деятельности политической партии. Возбуждение процесса приостановления деятельности политической партии может быть обусловлено различными нарушениями, в том числе и выявленными налоговыми органами, однако обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности политической партии вправе только соответствующий орган юстиции.

     Противоправная деятельность политической партии или ее структурного подразделения устанавливается органом юстиции по факту действия или бездействия, противоречащих положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии9.

 

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений