СОДЕРЖАНИЕ:
- Административно-правовые формы и методы государственного управления
- Государственное управление в сфере хозяйственной деятельности
1.
Административно-правовые формы
и методы государственного управления
Административное
право - отрасль права,
нормы которой регулируют общественные
отношения, возникающие в процессе организации
и реализации исполнительной власти.
Правовая форма
государственного управления – это юридически оформленное
деяние органа исполнительной власти
(иного властного субъекта), его представителя
(должностного лица), осуществленное в
рамках компетенции и влекущее юридические
последствия, т.е. обладающее свойствами
юридического факта.
Признаки:
- государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;
- государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.
Особенности государственного управления:
- государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;
- государственное управление осуществляется непрерывно;
- государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т.д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);
- государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.
Государственное управление включает
в себя исполнительную ветвь власти и
имеет ряд особенных черт:
- являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;
- основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;
- специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;
- данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему – распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти.
Методом административно-правового регулирования
является совокупность средств и способов
воздействия на управленческие отношения,
на поведение их участников.
Выделяют следующие
методы административного права:
- метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому;
- метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
- метод согласования – характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга;
- метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
- метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой;
- метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.