Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью написания данной работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты, раскрыть понятие «административно-правовая норма»,
2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.
3. Дать характеристику источникам административного права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм 5
Глава 2. Виды административно-правовых норм 12
Глава 3. Источники административного права 17
Заключение 22
Список используемых источников 24
Что касается структуры административно-правовых норм, она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов. При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, Диспозиция нормы — это предписания, запреты и дозволения.
Санкция
предусматривается, как правило, в
виде конкретных мер дисциплинарного
или административного
Глава 2. Виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.
Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
В
соответствии со сложившимися в юридической
теории и практике представлениями
о процессе и процессуальной деятельности
следует акцентировать внимание
преимущественно на их юридической сущности,
как это имеет место, например, в отношении
уголовного и гражданского процесса. На
подобной базе можно выделить административно-юрисдикционные
нормы, регламентирующие порядок рассмотрения
и разрешения преимущественно во внесудебной
форме различного рода административно-правовых
споров. Имеется в виду реализация административной
юрисдикции, т.е. принадлежащих соответствующим
органам управления (должностным лицам)
полномочий по самостоятельной правовой
оценке поведения лиц или организаций
и по применению в необходимых случаях
установленных мер административно-
Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.
Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, Например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в утвержденном Правительством Российской Федерации 28 января 1993 года Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений.6
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование - общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.
Важное
значение имеет классификация
а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных дан ной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.
В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование в своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.
В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;
Административно-правовые
нормы дозволительного
Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный, либо общеобязательный характер.
Глава 3. Источники административного права
Под источниками административного права понимают различные формы его внешнего выражения, в которых норма административного права проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.
Особенностью
отрасли административного
Источниками
административного права
Для правовой регламентации такой сложной, разнообразной и широкой сферы как сфера государственного управления вызывает необходимость издания огромного количества законов и подзаконных актов.8
Существует
значительное число чисто административно
- правовых источников. При этом нормы
административного права
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:
а) Конституции, уставы субъектов Федерации;
б) Законы субъектов Федерации.
II. Акты Президента Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административного права. Акты Президента Российской Федерации — это:
III. Акты государственной администрации, самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.
1. Административные акты федеральных органов и организаций:
а) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
б) Постановления, приказы, инструкции, положения, издаваемые федеральными министерствами и другими центральными федеральными органами специальной компетенции;
в) Приказы, постановлении, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждение предприятий, вооруженных формирований;