Административно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Используя специальную учебную литературу и законодательные акты, раскрыть понятие «административно-правовая норма»,

2. Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.

3. Дать характеристику источникам административного права.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм 5

Глава 2. Виды административно-правовых норм 12

Глава 3. Источники административного права 17

Заключение 22

Список используемых источников 24

Работа состоит из  1 файл

адм-пр.docx

— 51.72 Кб (Скачать документ)

    Что касается структуры административно-правовых норм, она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов. При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, Диспозиция нормы — это предписания, запреты и дозволения.

    Санкция предусматривается, как правило, в  виде конкретных мер дисциплинарного  или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют  таковые.

 

    Глава 2. Виды административно-правовых норм

    Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

    Существуют  различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение  двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

    Материальные  административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

    Процессуальные  административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

    В соответствии со сложившимися в юридической  теории и практике представлениями  о процессе и процессуальной деятельности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридической сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовного и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно-юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров. Имеется в виду реализация административной юрисдикции, т.е. принадлежащих соответствующим органам управления (должностным лицам) полномочий по самостоятельной правовой оценке поведения лиц или организаций и по применению в необходимых случаях установленных мер административно-принудительного характера (например, производство по делам об административных правонарушениях).

    Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.

    Но  управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна  значимость, Например, подготовки и принятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-управленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в утвержденном Правительством Российской Федерации 28 января 1993 года Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений.6

    Иногда  выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование - общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.

    Важное  значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного  юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового  регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

    а) обязывающие, т.е. предписывающие в  предусмотренных дан ной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.

    В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование в своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

    В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются  не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих  или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

  1. Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер;
  2. Уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.7

    Административно-правовые нормы дозволительного характера  получают все более широкое распространение  в практике реализации задач и  функций исполнительной власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.

    Конкретное  юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

    Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

  1. Организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;
  2. Административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
  3. Ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
  4. Административно-правовой статус общественных объединений;
  5. Отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
  6. Административно-правовой статус граждан.

    С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы  по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые  субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный, либо общеобязательный характер.

 

    Глава 3. Источники административного  права

    Под источниками административного  права понимают различные формы  его внешнего выражения, в которых  норма административного права  проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.

    Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это детерминировано самим предметом  отрасли, разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования  социальных процессов, объективной  потребностью децентрализации исполнительной власти. Юридические нормы нуждаются  во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы  с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы  права включают пункты, параграфы  в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

    Источниками административного права являются акты государственных органов, в  которых содержатся административно - правовые нормы.

    Для правовой регламентации такой сложной, разнообразной и широкой сферы  как сфера государственного управления вызывает необходимость издания  огромного количества законов и  подзаконных актов.8

    Существует  значительное число чисто административно - правовых источников. При этом нормы  административного права содержаться  как в собственно административно-правовых актах, так и в “смешанных”  многоотраслевых, содержащих одновременно нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

    В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит, и  по их юридической силе все источники  административного права нужно  разделить на несколько типов:

  1. Акты, принятые на основе референдумов и акты представительных законодательных органов государственной власти:
  1. Конституция Российской Федерации;
  1. Федеральные конституционные законы;
  2. Федеральные законы и законы;
  3. Законодательные акты;
  4. Акты палат Федерального собрания Российской Федерации;
  5. Законодательные акты субъектов Федерации:

    а) Конституции, уставы субъектов Федерации;

    б) Законы субъектов Федерации.

    II. Акты Президента Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административного права. Акты Президента Российской Федерации — это:

  1. Указы Президента;
  2. Распоряжения Президента.

    III. Акты государственной администрации, самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

    1. Административные акты федеральных органов и организаций:

    а) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

    б) Постановления, приказы, инструкции, положения, издаваемые федеральными министерствами и другими центральными федеральными органами специальной компетенции;

    в) Приказы, постановлении, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждение предприятий, вооруженных формирований;

Информация о работе Административно-правовые нормы