Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:36, курсовая работа
Административно-правовой режим — это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.
Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.
Введение 3
Режимы в административном праве 4
Виды административно-правовых режимов 6
Заключение 13
Список литературы 14
Административно-правовые режимы в области управления экономической сферой весьма разнообразны и многочисленны. Их особенность определяется спецификой современной отечественной экономики, переживающей глубинные рыночные преобразования на фоне многолетнего кризиса. При этом государство средствами государственного управления порой вынуждено решать достаточно противоречивые задачи. С одной стороны, это необходимость широкого государственного регулирования и контроля, с другой — потребность в либерализации экономических отношений. В этой связи использование административно-правовых режимов, закрепляющих отношения в отдельных наиболее значимых видах экономической деятельности и оставляющих достаточно место для свободы субъектов и объектов управления, оказывается как нельзя кстати. Рассмотрим основные разновидности имеющихся здесь режимов.
Прежде всего, они разделяются на отрасли государственного управления, среди которых выделяют управление промышленностью, агропромышленным комплексом, транспортным комплексом, финансами, внешнеэкономической деятельностью, таможенным делом, охраной прав потребителей в области налогообложения, в области использования и охраны природных ресурсов. Исследование каждой из этих отраслей с точки зрения исчерпывающего изучения действующих здесь режимов может составить предмет самостоятельной работы. Поэтому, ориентируясь на цели и задачи нашей работе, остановимся лишь на некоторых режимах, отражающих специфику режимной организации государственного управления экономикой.
Особое место в государственном управлении промышленностью занимают режимы, обеспечивающие безопасное осуществление тех или иных функций. Основной из них введен Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года. Кроме того, режимы безопасности могут устанавливаться и в отдельных сферах производства.
Особое
место в государственном
Рассмотрим теперь режимы, характерные для социальной сферы. Довольно своеобразен режим санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Как и в предыдущем случае, этот режим имеет основой законодательную базу — Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В преамбуле данного закона прямо сказано, что он "направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду".
Особое
место среди режимов в
Здесь же действуют режимы, прямо ориентированные на охрану среды жизнедеятельности человека. Это, например, режим особо охраняемых природных территорий, установленный Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". В его преамбуле прямо сказано, что "особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны". Особо охраняемые природные территории отнесены законодателем к объектам общенационального достояния.
Наконец, последняя группа административно-правовых режимов, на которых необходимо остановиться в данном исследовании, — это режимы административно-политической сферы. К этой сфере, по мнению большинства исследователей, относятся управление в области обороны и военной службы, управление в области безопасности и охраны государственной границы России, управление внутренними и иностранными делами, а также юстицией.
Что касается административно-правовых режимов, действующих в данной сфере, то они требуют особого рассмотрения, хотя в отдельных чертах уже затрагивались выше. Здесь же мы лишь подчеркнем, что режимы административно-политической сферы — это наиболее признаваемая большинством исследователей сфера режимной организации государственного управления.
Заключение
Необходимо подчеркнуть особую значимость и роль административно-правовых режимов в государственном управлении. Здесь важно иметь в виду три основных момента.
Во-первых, это нацеленность режимов на неуклонное обеспечение требований безопасности и эффективного функционирования наиболее важных сфер и отраслей государственно-управленческой деятельности. Нормативность режимов — как раз одно из средств решения этих важнейших задач.
Действительно, основа административно-правовых режимов обычно оказывается урегулирована на уровне федерального законодательства, и в этом отношении она более устойчива к ситуативным реакциям, чем сама система исполнительной власти и государственного управления. Следует подчеркнуть, что административно-правовые режимы, как ничто другое, способствуют стабилизации и общей урегулированности системы, и главное — важнейших функций государственного управления. Через режимы они становятся в известной мере автономными даже от колебаний в системе власти, не говоря уже о множественных трансформациях, наблюдаемых ныне в государственном управлении.
Во-вторых, административно-правовые режимы во многих отношениях являются своего рода опорой власти в ее более или менее стабильных функциях. Наличие этих режимов вовсе не предполагает окостенения и серьезной бюрократизации государственного аппарата, поскольку нормативность режимов оставляет простор для организационных новаций.
Список литературы
1. Положение Правительства РФ № 457 «О чрезвычайном положении» от 6 мая 1994г.
2.
Закон РФ «О закрытом
3. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993г.
4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993г.
5. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1999г.
6.
Перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне,
7. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.: «ЗЕРЦАЛО», 2003.
8.
Бахрах Д. Н. Административное
право. М.: «БЕК», 2004.
Информация о работе Административно-правовые режимы и их виды