Административные меры ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование сущности и видов административного принуждения.
К задачам курсовой работы относится:
- определение положения административного принуждения в государственном управлении;
- выявление сущности административного принуждения;
- каким образом регулируется административное принуждение;
- классификация мер административного принуждения на основе мнений разных авторов.

Содержание

Введение
2.1 Классификация мер административного принуждения
2.2 Административно-предупредительные меры
2.3 Меры административного пресечения
2.4 Меры ответственности
2.5 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Меры административной ответственности.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

2.1 Классификация  мер административного принуждения

2.2 Административно-предупредительные  меры

2.3 Меры  административного пресечения

2.4 Меры  ответственности

2.5 Меры  обеспечения производства по  делам об административных правонарушениях

Заключение

Список  использованных источников

 

      Введение 

     Поскольку существует общество, неизменно будет  существовать и принуждение к  чему-либо одних людей другими. Это  принуждение может выражаться в  различных формах. Оно может быть правомерным, противоправным и не урегулированным нормами права вообще (призыв одного из членов общества другими к соблюдению им нравственных устоев).

     Административное  принуждение правомерно, применяется  на основе нормативных актов, т.е. применяется  исключительно в случаях и  в порядке, предусмотренных нормами административного права.

     Административное  принуждение является воздействием государства на субъектов права, заключающееся в причинении им каких-либо правоограничений в форме применения прямо предусмотренных нормами  административного права мер в связи с правонарушением (или объективно-противоправным деянием, содержащим в себе признаки состава правонарушения) или в связи с государственной необходимостью путем возложения на субъекта права индивидуальным правовым актом управления дополнительной юридической обязанности либо лишения (ограничения) уже имеющихся у них прав.

     В написании курсовой работы использовались различные методы исследования: анализ мнений различных ученых; анализ учебных  пособий и работ ученых-правоведов; изучение нормативных актов, связанных с темой курсовой работы.

     Целью курсовой работы является исследование сущности и видов административного  принуждения.

     К задачам курсовой работы относится:

     - определение положения административного  принуждения в государственном  управлении;

     - выявление сущности административного  принуждения;

     - каким образом регулируется административное  принуждение;

     - классификация мер административного  принуждения на основе мнений  разных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Классификация мер  административного принуждения 

     Проблема  классификации мер административного  принуждения на виды давно обсуждается  в юридической литературе. До сегодняшнего дня она остается дискуссионной. Предлагаются различные варианты ее решения. Так, И.И. Веремеенко классифицирует меры административного принуждения на три вида:

     1) административно-процессуальные;

     2) административно-правовые санкции; 

     3) административно-предупредительные. 

     Ю.М. Козлов, М.И. Еропкин, И.А. Галаган –  на 1) административно-предупредительные; 2) меры административного пресечения; 3) взыскания.

     Д.Н. Бахрах не согласен с тем, что существуют административно-предупредительные  меры, поскольку не видит в их природе принудительного характера, но предлагает вместо них ввести в  классификацию административно-восстановительные меры.

     Право на существование имеют все из вышеперечисленных групп административного  принуждения. Принудительная сущность административно-предупредительных  мер очевидна: она заключается  в возложении обязанностей и дополнительных ограничений на лиц, в отношении которых они применяются (обязанность водителя остановить транспортное средство по требованию сотрудника милиции). Меры процессуального обеспечения производства по делу о правонарушении также имеют право на существование, поскольку не всегда «растворены» в других группах мер. Так, административное задержание на срок до рассмотрения дела (но не свыше указанного в Кодексе) осуществляется только в целях обеспечения рассмотрения дела и никакой другой цели не имеет. Более того, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях также уделил целую главу этой группе мер – глава 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

     Существуют  другие классификации мер административного  принуждения. Так, Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский и Е.В. Трофимов выделяют меры принуждения в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а так же цели принуждения:

     - административно-предупредительные;

     - административно-пресекательные;

     - административно-восстановительные;

     - меры юридической ответственности.

     Но  в данной курсовой работе мы будем  придерживаться мнения профессора Л.П. Попова, который классифицирует меры административного принуждения  в зависимости от целей и способа  обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, на четыре группы:

     1) административно-предупредительные  меры;

     2) меры административного пресечения;

     3) меры административной ответственности;

     4) меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 

     2 Административно-предупредительные  меры 

     Административно-предупредительные  меры. Применение принудительных средств  законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п. Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также обеспечение общественной безопасности.

     Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

     Законодатель  не только закрепляет юридически властные полномочия на применение исполнительными органами таких принудительных мер, как реквизиция, карантин, принудительный осмотр грузов, освидетельствование и других аналогичных мер, но и определяет порядок реализации этих мер.

     Административно-предупредительным  мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

     Государство, используя административно-предупредительные  меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При  применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативными актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые, если их не принять во внимание, ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

     Так, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона РФ "О милиции" сотрудникам  милиции предоставлено право  беспрепятственно входить в жилые  и другие помещения граждан, на принадлежащие  этим гражданам земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Органы внутренних дел (милиция) наделены также правом оцеплять (блокировать) участки местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии или эпизоотии, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств, и т.п.

     Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

     По  этому критерию среди административно-предупредительных  мер можно выделить четыре группы:

     1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

     2) меры, направленные на предупреждение  правонарушений, причем не только  административных правонарушений, но и преступлений (таможенный  досмотр, проверка документов, удостоверяющих  личность);

     3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

     4) особую группу составляют так  называемые лечебно-предупредительные  меры принуждения, назначение  которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д. 

     3 Меры административного  пресечения 

     Реальные  правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п.

     Суть  подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении  противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

     Значение  этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку  в ходе их применения пресекаются  наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Информация о работе Административные меры ответственности