Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:57, реферат

Описание

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....…………………3
Административное правонарушение……….……..………………….……………….4-6
Санкции, применяемые к гражданам, совершившим административные правонарушения..……………………………………………...………………6-8
Состав административного правонарушения…………..................................8-9
Субъективные признаки…………………………………..…………..9-12
Объективные признаки……………………………………...……….12-13
Порядок рассмотрения правонарушения и документация……...............14-17
Заключение………………………………………….………………..…………18
Список использованной литературы……………………..………...……….19

Работа состоит из  1 файл

хозяйственное право..doc

— 103.00 Кб (Скачать документ)

     -         объективные – объект, объективная  сторона;

     -         субъективные – субъект, субъективная  сторона.

     По  особенностям конструкции выделяются следующие виды составов:

     1.     Материальные и формальные.

     Материальные  – составы, в которых содержится признак наступления вредных  материальных последствий совершенного деяния или описывается деяние, обязательно  влекущее наступление вредных последствий, хотя последствия законом не называются. Материальный состав определяется для правильной квалификации правонарушения и для того, чтобы решить вопрос о возмещении причиненного ущерба.

     Формальные  – составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

     2.     Простые и квалифицированные.

     Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой  состав вводится квалифицирующий (усиливающий  ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

     3.     Однозначные и альтернативные.

     В однозначных составах описывается  одно противоправное деяние, за которое  устанавливается административная ответственность.

     В альтернативных составах описывается  два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу. 

     Субъективные  признаки

     Субъект административного правонарушения – в ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие  к моменту совершения правонарушения 16 – летнего возраста, в ст. 2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16 лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

     Наряду  с общим выделяется и специальный  субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

     По  видам спец. признаков выделяют следующие  спец. субъекты:

     -         должностные лица;

     -         водители;

     -         работники торговли, общественного  питания;

     -         допризывники, призывники, военнообязанные;

     -         иностранные граждане и лица  без гражданства;

     -         родители или лица их заменяющие;

     -         лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения;

     -         лица, совершившие административное  правонарушение повторно;

     -         лица, находящиеся под надзором;

     -         и др.

     Спец. субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности  граждан.

     Административная ответственность спец. субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

     Спец. субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

     Санкции в статьях, устанавливающих ответственность  спец. субъектов имеют более строгий  характер.

     Признаки  общего и спец. субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.

     Признаки  таких субъектов объединяются в  отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

     -         совершеннолетние в возрасте  от 16 до 18 лет;

     -         инвалиды I и II группы;

     -         беременные женщины;

     -         женщины, имеющие детей до 1 года  и до 12 лет;

     -         военнослужащие, сотрудники ОВД,  а также другие лица, указанные  в ст. 2.5 КоАП РФ.

     Признак особого субъекта может выполнять  роль смягчающего обстоятельства, исключить  наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

     Субъективная  сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое  отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в  некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

     Цель  – факультативный признак.

     Эмоции  лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст. 4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

     Вина  при совершении административного  правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В большинстве административных проступков форма вины в состав не вводится.

     Цель  – мысленный образ результата, к которому стремится правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда деяние всегда совершается  умышленно. 

     Объективные признаки

     Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

     В теории административного права  выделяется 3 вида объектов:

     1.     Общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемые нормами административного права.

     2.     Родовой объект – признается  группа однородных близких по  содержанию общественных отношений  составляющих часть общего объекта.  Родовые объекты указываются  в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (пр.: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

     3.     Непосредственный объект – каждый  отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения (пр.: ст. 11.7 “Нарушение правил плавания”).

     Объективная сторона состава проступка –  совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих  внешнюю сторону проступка.

     Обязательным  признаком объективной стороны  является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

     Факультативные  признаки объективной стороны –  место, время, способ, средство совершения правонарушения; если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

     За  неоконченное административное правонарушение гражданин к административной ответственности  не привлекается. Исключение ст. 19.2 КоАП РФ “Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждении уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания”.

     Признаки  объективной стороны:

     - место – территория (определенная), на которой устанавливается специальные  правила поведения и нарушения  этих правил влечет признание  деяний административным правонарушением  (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);

     - время – признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;

     - способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы применяемые правонарушителем;

     -   средства совершения правонарушений  – предметы, при помощи которых  совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.). 
 
 
 

     Порядок рассмотрения правонарушения и документации

     Производство  по делам об административных правонарушениях  строится по следующим принципам:

     -         законности;

     -         право лица, привлекаемого к ответственности на защиту;

     -         презумпция невиновности;

     -         равенство граждан перед законом  и органом, рассматривающим дело;

     -         принцип гласности;

     -         принцип оперативности производства;

     Производство по делам административных правонарушений – как процессуальная деятельность складывается из ряда органов и лиц, в зависимости от выполняемых участниками производства процессуальных функций. Их можно разделить на группы:

     1.Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать гласные акты, составлять правовые документы, определяющие судьбу дел;

     2.Лица, имеющие личный интерес в деле – лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевшие и их законные представители;

     3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики, понятые).

     Производство  по делам административного правонарушения делится на стадии:

     1.   Расследование дела;

     2.   Рассмотрение дела;

     3.   Пересмотр постановления;

     4.    Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

     Все стадии кроме (3) являются обязательными, стадия 3 является факультативной.

     Стадия  – сравнительно самостоятельная  часть производства, которая наряду с общими задачами всего производства имеет свои собственные задачи. Решение задач каждой стадии, как правило, оформляется специальным документом, которое подводит итог деятельности на каждой стадии.

Информация о работе Административные правонарушения