Меры административно-правового
принуждения могут устанавливаться
только правовыми актами. Применение
этих мер допускается лишь на основе
законов и других нормативных
предписаний и только в пределах
и формах, предусмотренных нормами
права. В противном случае административное
принуждение принимает обличие
административного произвола. Следовательно,
административное принуждение является
правовым принуждением, направленным
на реализацию правовых актов, регулирующих
общественные отношения в сфере
государственного управления.
Административно-правовое принуждение
применяется лишь уполномоченными
на то органами и должностными лицами,
круг которых строго определен правовыми
актами. Как правило, к ним относятся
исполнительные органы и их должностные
лица, уполномоченные на осуществление
правоохранительных функций в сфере
государственного управления (например,
органы внутренних дел, контрольно-надзорные
органы и др.). Таким образом, административное
принуждение характеризуется множественностью
органов и должностных лиц, полномочных
применять меры данного принуждения.
Специфика управленческих отношений
объективно определяет необходимость
самостоятельной и быстрой реакции
соответствующих должностных лиц
на правонарушения, оперативного использования
ими дозволенных правом мер. В
этой связи очевидной становится
особенность административного
принуждения, которое должно заключаться
в немедленном его применении
с целью предупредить, пресечь
противоправное посягательство, безотлагательном
следовании за совершенным правонарушением.
Именно в этом и состоит эффект
административного принуждения.
Реализация административно-правового
принуждения возможна без предварительной
судебной оценки, устанавливающей законность
того или иного управленческого
решения30. Таким образом, административно-правовое
принуждение характеризуется внесудебным
порядком его применения соответствующими
органами и должностными лицами в
процессе реализации своей компетенции
без обращения в суд. Однако правом
административной юрисдикции наделены
суды и единолично судьи, которые
рассматривают значительную категорию
дел об административных правонарушениях
и применяют к виновным меры административного
наказания (административные взыскания,
например, за мелкое хулиганство).
Административно-правовое принуждение
осуществляется в рамках особых охранительных
правоотношений, складывающихся в сфере
государственного управления и направленных
на защиту общественного порядка
и общественной безопасности.
Административно-правовое принуждение
характеризует и то обстоятельство,
что компетентный государственный
орган и лица, к которым оно
применяется, не связаны отношениями
организационного соподчинения, в отличие
от дисциплинарного принуждения, реализуемого
в рамках государственно-служебных
отношений. Таким образом находит
свое объяснение то обстоятельство, что
административно-правовое принуждение
может использоваться в отношении
широкого круга субъектов административного
права.
Применение мер административно-правового
принуждения опосредуется регламентированным
процессуальным порядком их реализации,
причем процессуальный порядок применения
мер административно-правового принуждения
по сравнению с процессуальным регламентом
уголовного и гражданского судопроизводства
элементарен, прост, экономичен и лишен
относительно громоздкой процедуры.
Административно-правовое принуждение
применяется не только к физическим
лицам (гражданам РФ, иностранным
гражданам и лицам без гражданства),
но и в отношении юридических
лиц. В связи с переходом к
рыночной экономике и появлением
частных, акционерных и других негосударственных
предприятий, учреждений и организаций
расширяется сфера применения административно-правового
принуждения в виде достаточно крупных
штрафных санкций за нарушение юридическими
лицами общеобязательных правил, установленных
законодательными актами в области
строительства, за нарушение земельного,
налогового и таможенного законодательства,
нарушения правил пожарной безопасности,
законодательства о рекламе. Посредством
применения мер административно-правового
принуждения вызывается особый юридический
правоохранительный режим, для которого
характерно неравенство органа исполнительной
власти или должностного лица, применяющего
ту либо иную меру административно-правового
принуждения, и физического или
юридического лица, к которому данные
меры применяются.
Практическое применение административно-правового
принуждения способствует профилактике
правонарушений. Прежде всего, это обусловлено
тем, что органы внутренних дел, государственные
инспекции и другие субъекты исполнительной
власти систематически осуществляют контроль
за соблюдением соответствующих
правил и могут своевременно реагировать
на их нарушение. Административно-правовое
принуждение включает в себя большое
количество средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование которых
прекращает антиобщественные действия,
предотвращает наступление общественно
вредных последствий. Во многих случаях
административно-принудительные средства
применяются к людям, в сознании
которых еще не укрепились антиобщественные
привычки, которые впервые, случайно
совершили правонарушения. Поэтому
нередко они оказывают большое
воспитательное воздействие, являются
важным звеном в системе профилактики
преступлений. Практика убедительно свидетельствует
о том, что безнаказанность мелких нарушений
(пьянства, мелких хищений и т.д.), непринятие
мер административно-правового принуждения
к виновным увеличивает вероятность совершения
новых правонарушений и даже преступлений.
Одним из важнейших признаков административно-правового
принуждения является специфическая
юридическая природа оснований
его применения. Основанием административно-правового
принуждения являются, как правило,
административные проступки. В отличии
от авторов, связывающих реализацию
данных мер лишь с административными
правонарушениями31, а также в
строго определенных случаях и с
преступлениями, не представляющими
большой общественной опасности32, я
поддерживаю авторов, которые в
качестве основания применения административно-правового
принуждения, помимо названных выше
обстоятельств, называют:
1) экстремальные социальные условия,
предусмотренные правовой нормой,
например, эпидемий, стихийных бедствий
и других чрезвычайных обстоятельств,
при которых меры административно-правового
принуждения используются при
отсутствии правонарушения и
вины человека в целях предупреждения
возникновения тех или иных
опасных последствий, их локализации33;
2) преступления любой степени
общественной опасности;
3) объективно противоправные деяния34.
Среди ученых и практиков существуют
различные мнения о содержании понятия
административно-правового принуждения.
С точки зрения способа упорядочения
общественных отношений правовое принуждение
в целом и административно-правовое
- в частности, рассматривается отдельными
учеными как метод государственного воздействия,
обеспечивающий выполнение определенных
действий либо воздержания от их совершения35.
По мнению других авторов, "...административно-правовое
принуждение - это ... применение субъектами
функциональной исполнительной власти
установленных нормами административного
права принудительных мер"36, "...
в целях граждан и должностных
лиц к исполнению юридически закрепленных
правил для предотвращения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности,
прекращения правонарушений и наказания
нарушителей"37. И в этом смысле
административное принуждение рассматривается
как совокупность принудительных средств,
определенных законом38.
Наконец, некоторые авторы считают,
что под таковым принуждением
следует понимать как психическое
либо физическое воздействие на сознание
и поведение субъекта с целью
понудить их путем угрозы применения
предусмотренных законом санкций
к должному поведению, так и само
применение мер административно-правового
воздействия39.
В моем понимании административно-правового
принуждения я опираюсь на позицию
тех авторов, которые предлагают
различать административно-правовое
принуждение как способ защиты правопорядка
- с одной стороны, и меры административного
принуждения - с другой. Эти два
понятия соотносятся как содержание
и форма. Внешнее проявление административного
принуждения и есть та или иная
административно-принудительная мера.
Посредством правовой регламентации
отдельных мер принуждения происходит
регламентация оснований, порядка
и содержания правового воздействия40.
Следует отметить большое количество
терминов, означающих административно-правового
принуждения: "административно-принудительные
средства", "административно-принудительные
меры", "меры принудительного обеспечения
должного поведения", "принудительные
правоохранительные средства воздействия"
и другие. Причем эти понятия употребляются
авторами как синонимы мер административного
принуждения41.
Административно-правовое принуждение
включает в себя различные по своему
характеру и назначению принудительные
меры. Эти меры могут быть объединены
в различные группы в зависимости
от конкретных целей. Классификация
мер административного принуждения
имеет не только важное теоретическое,
но и практическое значение, так
как позволяет определить место
каждой такой меры в системе административно-принудительных
средств воздействия и, следовательно,
установить основания и порядок
ее применения.
До 50-х годов в юридической
литературе господствовала двухчленная
классификация. Все меры административно-правового
принуждения сводились к двум
группам: административные взыскания
и иные меры административного принуждения,
которые будучи по своей сути принудительными,
лишены характера наказания42.
В 1956 году М.И. Еропкин обосновал
трехчленную классификацию мер
административного принуждения, которой
долгое время придерживалось большинство
ученых - административистов. По этой классификации
меры административно-правового принуждения
подразделяются на три группы: административно
- предупредительные меры; меры административного
пресечения; административные взыскания
(административная ответственность). В
основе этой классификации лежат
цели и способ обеспечения правопорядка43.
По этому вопросу имеются
и другие точки зрения. Так Д.Н.
Бахрах предлагает следующую классификацию
мер административно-правового принуждения:
меры пресечения, административно - восстановительные
меры и меры взыскания (наказания)44.
Интересную классификацию
мер административно-правового принуждения
предложил Л.М. Розин. Критерием классификации
по его мнению является цель, для
достижения которой соответствующая
мера применяется, а именно ею определяется
основание и порядок применения
каждой меры. Данная классификация
выглядит следующим образом:
а) административные взыскания,
применяемые при привлечении
к административной ответственности
в качестве наказания правонарушителя;
б) меры административного
пресечения, используемые для пресечения
совершающегося правонарушения;
в) меры процессуального
принуждения, которые дают возможность
установить факт правонарушения, удостоверить
личность нарушителя, собрать все
необходимые данные об административном
правонарушении и составить требуемые
законом документы;
г) восстановительные меры,
предназначенные для восстановления
нарушенного правопорядка, прав граждан;
д) меры административно-принудительные,
применяемые в целях предотвращения
правонарушений45.
С одних и тех же позиций
смотрят на проблему классификации
мер административно-правового принуждения
А.П. Коренев и Л.Л. Попов. Исходя из
целей использования, способов обеспечения
правопорядка и общественной безопасности,
специфики возникающих при этом
правоотношений и особенностей применяемых
мер административно-правового принуждения
ими выделяется четыре группы:
а) меры административного
предупреждения (административно - предупредительные
меры);
б) меры административного
пресечения (административно - пресекательные
меры);
в) меры административно - процессуального
обеспечения;
г) меры административного
взыскания46.
Свою позицию по поводу
классификации мер административно-правового
принуждения мне бы хотелось построить,
во-первых, через понимание административной
ответственности как части административно-правового
принуждения, и, во-вторых, через понятие
административно-правового принуждения,
данного профессором К.С. Бельским.
По его мнению, административно-правовое
принуждение означает словесно-психическое
и физическое воздействие органов
исполнительной власти, осуществляемое
на правовой основе в отношении определенного
физического или юридического лица
с целью заставить, побудить его
к соответствующему поведению, подчинению
известным ограничениям или возложить
на него одно из административных взысканий47.
В данном определении заключены
две группы мер административного
принуждения. Одна давно получила в
науке административного права
родовое наименование "меры административной
ответственности". К ним относятся
все административные взыскания: предупреждение,
штраф, административный арест и
т.д. Вторая группа охватывает такие
принудительные меры воздействия, как
административно - предупредительные,
административно - пресекательные, административно
- восстановительные и также административно
- обеспечительные меры, как меры
административно-правового принуждения
процессуального характера, хотя отдельные
меры административно-процессуального
обеспечения поглощаются мерами
административно-правового пресечения
(например, доставление, задержание и др.).
К сожалению, все эти меры второй группы
до настоящего времени не получили родового
наименования, а это с научной точки зрения
мешает рассматривать их как единую компактную
группу, имеющую общую генетическую основу
и учитывающую общие родственные корни
объединяемых принудительных воздействий.
В свое время теоретики права предлагали
для названных мер принуждения наименование
"меры защиты", но оно не привилось
в правоведении и было признано неудачным.
Думается, что правильнее административно-предупредительные,
административно-пресекательные, административно-восстановительные
меры, а также и в какой-то степени и административно-обеспечительные
меры процессуального характера называть
французским понятием "action direct" (непосредственное
принуждение). Конечно, понятие "меры
непосредственного принуждения" не
на сто процентов отражают те административно-правовые
реальности, которые оно обозначает и
которые имеют место в действительной
жизни, но охватывает сердцевину рассматриваемых
мер административно-правового принуждения:
они применяются компетентным органам
на месте, где происходят события, непосредственно
путем прямого и личного контакта с объектом
воздействия.