Правовые
формы осуществления административного
надзора также отличаются большой
спецификой. В частности, он связан с оформлением
и выдачей гражданам и юридическим лицам
различных разрешений, лицензий, необходимых
документов (например, пропуска в пограничную
зону), позволяющих им реализовать свои
субъективные права в той или иной сфере
государственного управления.
В-шестых,
административный надзор и контроль характеризуют
особые методы их осуществления. Для административного
надзора основным методом является непосредственное
постоянное наблюдение за соответствующими
объектами, проверка по заявлениям и жалобам,
а также по собственной инициативе. Арсенал
методов внешнего контроля значительно
шире: проверка, обследование, ревизия,
проведение экспертизы и др.
В-седьмых,
административный надзор, как правило,
связан с применением административного
принуждения, причем надзорные органы
используют административно-предупредительные
меры (например, карантин), меры административного
пресечения (например, запрещение эксплуатации
неисправного автомототранспорта), меры
административно-процессуального обеспечения
(например, изъятие вещей, товаров и документов),
административные наказания. Следовательно,
органы административного надзора одновременно
являются и органами административной
юрисдикции. Органы надведомственного,
внешнего контроля таким объемом административно-принудительных
полномочий не обладают.
Суммируя
изложенное, можно отметить, что
административный надзор как самостоятельный
вид государственной деятельности
по обеспечению законности и дисциплины
в процессе реализации исполнительной
власти обладает следующими признаками:
- отсутствие
организационной подчиненности субъектов
надзора и поднадзорных объектов;
- возможность
оценки деятельности поднадзорных объектов
только с точки зрения законности и по
достаточно узкому кругу специальных
вопросов;
- невозможность
вмешательства в оперативно-хозяйственную
деятельность объекта надзора;
- наличие специального
объекта надзорной деятельности – норм,
правил, требований, стандартов, содержащихся
в нормативных актах, и их исполнение физическими
и юридическими лицами;
- возможность
самостоятельного применения мер административного
принуждения в случаях обнаружения правонарушений
или возникновения угроз безопасности
различным объектам;
- строгое ограничение
данных мер принуждения правовыми рамками;
наличием юрисдикционных полномочий.
Итак,
административный надзор – это особый
вид государственной управленческой деятельности,
осуществляемой специальными органами
исполнительной власти в отношении организационно
не подчиненных им органов, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан по поводу исполнения ими
общеобязательных норм, правил, стандартов,
требований с использованием комплекса
мер административного принуждения с
целью предупреждения, выявления и пресечения
правонарушений, восстановления установленного
порядка и привлечения виновных к административной
ответственности.
К
федеральным органам исполнительной
власти, основной деятельностью которых
является административный надзор, относятся
федеральные службы, различные инспекции
в федеральных министерствах и иных
федеральных органах исполнительной власти
(ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического
и др. надзора), а также территориальные
органы надзора (например, энергетического).
Некоторые
органы исполнительной власти можно
назвать контрольно-надзорными, так
как в ряде случаев трудно отличить контрольные
функции от надзорных, например, у федеральных
таможенной или налоговой служб. Поэтому
в законодательстве не всегда четко проводится
разграничение между контрольными и надзорными
функциями.
Деятельность
органов административного надзора направлена
на соблюдение специальных норм, действующих
во всех или многих отраслях и сферах управления,
независимо от ведомственных границ. Цель
– обеспечить безопасность граждан, общества,
государства, а также надлежащее качество
продукции, услуг и работ.
Список
использованных источников
- Агапов А.Б. Административное
право: Учебник – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2009.
- Алехин А.П. Административное
право Российской Федерации: Учебник для
студентов высших учебный заведений, обучающихся
по специальности «Правоведение». – М.:
ТЕИС, 2007.
- Бахрах Д.Н. Административное
право России. Учебник для вузов. – М.:
НОРМА-ИНФРА·М, 2009.
- Кашанина Т.В.,
Кашанин А.В. Основы российского права:
Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. –
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа
НОРМА–ИНФРА • М), 2007.
- Смоленский М.Б. Административное
право: учебник для вузов. – М. 2005.
- Тимошенко И.В. Административное
право: Конспект лекций. – М. Феникс, 2008.