Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:53, курсовая работа
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________стр.2
Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР_________________________стр.3
Раздел II. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_________________стр.5
Раздел III. ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_____________стр.12
Раздел IV. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА__________стр.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________стр.17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________стр.18
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
НАДЗОР________________________
Раздел II. ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_________________стр.5
Раздел III. ОРГАНЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА_____________стр.12
Раздел IV. СУЩНОСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА__________стр.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор.
Надзор
заключается в постоянном, систематическом
наблюдении специальных государственных
органов за деятельностью неподчиненных
им органов или лиц с целью
выявления нарушения
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
НАДЗОР
Административный
надзор – особый вид государственной
управленческой деятельности, осуществляемой
специальными органами исполнительной
власти в отношении организационно
не подчиненных им органов, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц и граждан по поводу исполнения
ими общеобязательных норм, правил,
стандартов, требований с использованием
комплекса мер
Административный
надзор как способ обеспечения законности
и дисциплины представляет собой
особый вид государственной
Административный надзор имеет несколько особенностей присущих только ему:
Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску;
Органы
административного надзора
Административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении:
неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;
определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
персонифицированный
Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий.
Таким
образом, основной целью административного
надзора является обеспечить безопасность
граждан, общества, государства, а также
надлежащее качество продукции, услуг
и работ.
ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
НАДЗОРА
Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
В
юридической литературе нет единого
мнения о сути административного
надзора. Ряд ученых считают, что
он является разновидностью контроля,
имея при этом свои особенности. В
противоположность этому мнению
Д. М. Овсянко считает, что административный
надзор является самостоятельным видом
контрольно-надзорной
Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.
Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:
судебный; прокурорский; административный.
Последний
— самый большой по объему и
разнообразию. Его осуществляют сотни
тысяч государственных
Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти1.
Во-вторых,
если главная цель судебного и
прокурорского надзора —
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Таким образом, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.
Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
Административный надзор осуществляется в отношении:
а)
неопределенного круга
б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
в)
персонифицированный
4.
Административный надзор, как правило,
связан с применением мер
—
субъект административного
— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);
— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
— проводится систематически за конкретным объектом;
—
осуществляется, как правило, субъектами
исполнительной власти, наделенными
надведомственными
—
связан с применением
Административный
надзор — необходимое средство обеспечения
безопасности граждан, общества и государства.
Но обилие надзорных органов, неупорядоченность
контрольных мероприятий имеют
и негативный эффект: масса времени,
сил и средств затрачивается
в связи с проверками, что затрудняет
созидательную деятельность, отвлекает
от работы многих работников предприятий
и учреждений; создаются условия
для излишнего государственного
вмешательства в деятельность поднадзорных
и для коррупции; в одних организациях
проверки проводятся часто, иногда их
проверяют сразу несколько
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» принят с целью защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности. Все мероприятия по контролю Закон делит на плановые и неплановые.
В
отношении одного юридического лица
или индивидуального
Внеплановые проверки могут проводиться при наличии определенных поводов:
а) выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных правил и необходимости контроля за устранением таких нарушений;