Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:50, реферат
Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.
Что в наибольшей степени характерно для этих правовых актов?
Подача
жалобы на постановление о наложении административного
взыскания приостанавливает исполнение
некоторых взысканий до ее рассмотрения.
Введение
В
теории административного права
институт правового акта управления
(административного акта) является
одним из центральных, ибо в его рамках
осуществляются все важнейшие функции
государственного управления (или публичного
управления вообще). Правовые акты управления
составляют важнейшую правовую форму
реализации управленческих действий по
достижению целей и решению задач публичного
управления. Акты управления принимаются
органами исполнительной власти, однако
они могут также приниматься государственными
органами, относящимися к другим ветвям
государственной власти, — органами законодательной
и судебной власти. В последнем случае
акты управления (приказы, распоряжения,
инструкции) направлены на разрешение
внутриорганизационных проблем и вопросов
в системе этих органов; они принимаются
руководителями органов законодательной
власти, прокурорами, председателями судов.
Судьи принимают также постановления
в результате рассмотрения отнесенного
к их компетенции в области административной
юрисдикции дела об административном
правонарушении. В настоящее время назрела
необходимость создания в высших учебных
заведениях специального учебного курса
по проблеме административных правовых
актов. Традиционно в учебниках отечественного
административного права используется
термин "правовые акты управления",
реже — "административные акты".
Западноевропейская административно-правовая
наука и законодательство оперируют понятием
"административные акты". Административные
акты — это ядро общего административного
права, особая публично-правовая область
реализации управленческих функций и
особый вид управленческого процесса;
они являются сущностью административного
права'. Германскими авторами отмечается,
что административный акт является "изобретением"
науки публичного права, создавшей его
по французскому образцу; административный
акт выступает, с одной стороны, как "типичный
продукт односторонне властно действующего
управления, исполняющего законы и осуществляющего
государственные цели в рамках законов.
С другой стороны, с помощью административного
акта и предшествующей ему или следующей
за ним процедуры должна быть обеспечена
правовая защищенность, подобно тому,
как это делает судебное решение". Германскими
учеными особо отмечаются три существенных
признака административного акта: 1) регулирование
отдельного случая; данным признаком административный
акт отграничивается от нормы закона,
т. е. административный акт является конкретным
решением, относящимся именно к отдельному
случаю, тогда как закон представляет
собой абстрактное регулирование; 2) является
решением; в данном признаке скрываются
два момента: волеизъявление ведомства
в отношении граждан или некоторой вещи
и обоснование прав и (или) обязанностей
для гражданина или относительно некоторой
вещи; 3) внешнее действие административного
акта заключается в том, что он оказывает
непосредственное правовое воздействие
"вовне", т. е. имеются в виду правоотношения
между государством и гражданами. Германские
административные акты можно классифицировать
по различным основаниям: 1) по содержанию
выделяются постановляющие (приказывающие,
запрещающие, разрешающие, отказывающие,
ограничивающие, отменяющие), устанавливающие,
правоустанавливающие (публично-правовое
правоустановление и частноправовое право-установление)
административные акты; 2) по действию
в отношении затронутого лица — обременительные
и благоприятствующие; 3) по степени связанности
правом — содержательные и рамочные; 4)
по действию во времени — разовые и постоянные;
5) по форме — со свободной формой и с предписанной
формой; 6) по полноте регулирования —
частичные и полные административные
акты; 7) в зависимости от "окончательности"
решения — предварительные и окончательные
акты. В отличие от германского, в российском
административном праве издаваемые органами
управления акты применения норм административно-
Заключение
Правовые акты управления только тогда выполняют свое предназначение, когда они находят широкое применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т. е. полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания.
Иногда
создается впечатление, что вопрос
о признаках акта управления и
вопрос о требованиях, которые предъявляются
к нему, по существу аналогичны. Однако
теория административного права различает
эти понятия. Признаки акта управления
— это главнейшие свойства, которые характеризуют
его сущность и назначение, а требования
к акту управления — это некие стандартные
условия, при которых акт управления будет
являться законным и отвечать публичным
интересам. Думается, что даже со временем,
когда будут приняты законы о правовых
актах управления и об управленческом
процессе, в которых будет установлено
легальное понятие административного
акта, вопросы о признаках и о требованиях
административного акта будут иметь свои
особенности.
.
Требования, предъявляемые к правовым
актам государственного
В литературе можно встретить весьма интересные мнения по проблеме требований к актам управления. Например, Д. Н. Бахрах и С. Д. Хазанов вопрос о требованиях, относящихся к правовым актам управления, рассматривают через призму условий эффективности актов государственной администрации и их качества. "Качество самих актов — результат соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты". К таким требованиям, по мнению Д. Н. Бахраха и С. Д. Хазанова, относятся: 1) целесообразность административного акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное принятие, комплексность в решении вопроса, квалификация и профессионализм должностных лиц); 2) законность (наличие компетенции у его автора; соответствие акта закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного акта); 3) организационно-технические требования (здесь же приводятся требования к культуре оформления акта: лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура документа и т. д.). В качестве основных требований к актам управления В. М. Манохин выделяет следующие: 1) требования, относящиеся к разработке и принятию актов управления; 2) требования к вступлению их в действие; 3) требования к содержанию и форме акта управления.
Главным требованием, относящимся к акту управления, является его законность, причем имеется в виду соблюдение не только материальных, но и процессуальных административно-правовых норм в процессе подготовки, принятия и исполнения акта управления. Однако требования к правовому акту управления могут и не носить юридического характера, а касаться формальной стороны акта управления как юридического документа (например, соблюдение правил русского языка). Законность правовых актов управления должна обеспечиваться, т. е. на всех этапах их подготовки и принятия должны создаваться условия для их действия и достижения соответствующих целей управления. Иными словами, акт управления должен издаваться на основе закона и во исполнение требований законодательных актов. Если акт управления не соответствует закону, то он должен быть отменен в рамках существующих процедур. Понятие "законность правовых актов управления" конкретизируется следующими требованиями.
1.
Правовой акт должен
2. Правовой акт управления должен основываться на конституционном и дополнительном договорном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; акты органов местного самоуправления также должны издаваться в рамках установленных предметов ведения и полномочий. Проблема соблюдения цели закона при издании административного акта всегда интересовала административистов. А. И. Елист-ратов еще в начале XX в. писал, что "идея законной цели как особого условия правомерности для административного акта является приобретением французского административного права. Государственный совет в качестве органа административной юстиции отменяет акты, совершаемые должностным лицом в пределах его компетенции и с соблюдением предписанных форм, если этими актами преследуется не та цель, которую имел в виду закон, определяя право подлежащего агента на их совершение" (тогда это называлось "отклонением власти"). А. И. Елистратов в идее законной цели административного акта видел возможность и для развития всего публичного права. Он писал: "Судья, призванный к толкованию цели закона, неизбежно поднимается от формул закона к тем общественным интересам, которым должен служить закон. Соответствие административного акта задачам общественного служения становится для него высшим критерием при определении правомерности акта. ...Если административное право будет развиваться в этом направлении, то в конечном итоге не парламент, а именно суд окажется центральным стержнем правопорядка публичных служб". Значение проблемы соблюдения цели закона при издании административного акта неизмеримо возрастает в настоящее время, в условиях развития в стране рыночных отношений, углубления кризиса в сфере администрации, отсутствия четких правил администрирования, широкого распространения коррупции среди субъектов публичного управления. В таких обстоятельствах административный акт может издаваться в угоду всевозможных амбиций политических деятелей, в защиту региональных интересов при полном пренебрежении интересами страны. Например, известны многочисленные случаи, когда органы государственного контроля или надзора "по заказу" осуществляют проверки некоторых юридических лиц, когда главы регионов (главы областных и краевых администраций) принимают решения о запрете вывоза с территории соответствующего субъекта Федерации товаров, которые там производятся, причем камуфлируют они свои административные решения конкретными "легитимными" целями: например, поступившая в налоговую полицию информация стала основанием для проверки того или иного юридического лица (на самом деле имела место попытка "при помощи государства" и его органов ликвидировать конкурента); на территории субъекта Федерации был введен карантин в связи с обострением санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе (на самом деле преследовалась цель устранения товарооборота и вывоза из региона различных товаров).
3.
Правовой акт управления
4.
Акт управления должен
5.
Правовой акт управления
6.
Правовой акт управления
7. Правовой акт управления не должен ограничивать либо нарушать гарантированные действующим законодательством права и законные интересы граждан, общественных объединений, негосударственных коммерческих организаций.
8.
Должна соблюдаться
Установленная форма издания акта управления и соблюдение всех ее реквизитов — это обязательное требование, установленное в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. № 68). Инструкция определяет, что документ должен иметь следующие обязательные реквизиты: наименование федерального органа исполнительной власти — автора документа; название вида документа или унифицированной формы документа; заголовок к тексту; дата; индекс; текст (его составляющие части); визы, подпись, отметка об исполнении документа и направлении его в дело. В процессе подготовки и оформления состав реквизитов может быть дополнен другими реквизитами1, если этого требует назначение документа, его обработка и т. д. Например, ведомственные нормативные акты, подлежащие государственной регистрации, должны иметь реквизит "номер государственной регистрации". В указанной инструкции подробно рассматриваются вопросы оформления реквизитов документа, указываются поисковые системы по документам, приводятся правила подготовки и оформления документов, определяется порядок контроля за их исполнением, передачи дел на архивное хранение и т. д.