Арбитражный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 23:52, реферат

Описание

Арбитражный суд – самостоятельный орган государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в Российской Федерации судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Работа состоит из  1 файл

Арбитражный суд.docx

— 16.41 Кб (Скачать документ)

     Арбитражный суд – самостоятельный орган  государственной власти, занимающий особое место в судебной системе. Это единственный в Российской Федерации судебный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ отнесенные законом к его ведению экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

     Судьи арбитражного суда назначаются на должность  в порядке, установленном ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 ФКЗ «О судебной системе». Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражных судов могут от имени государства выносить решения по экономическим спорам и иным делам, отнесенным к исключительной компетенции арбитражного суда. Такие решения не вправе выносить ни судьи судов общей юрисдикции, ни судьи Конституционного Суда РФ.

     Арбитражный суд имеет не только свою, отличную от других судов, систему (ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 23 – 25 ФКЗ «О судебной системе»), свои задачи (ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах…»), но и свою процессуальную форму деятельности.

     При рассмотрении и разрешении гражданских  споров ни один из юрисдикционных органов (ни Конституционный Суд РФ, ни суд общей юрисдикции, ни третейский суд, ни административные органы) не вправе использовать процессуальную форму защиты права, установленную законом для системы арбитражных судов.

     Наличие у системы арбитражных судов  своей процессуальной формы деятельности сейчас закреплено в ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах соответствии с ними другими федеральными законами (это правило воспроизводится в ч. 2 ст. 3 АПК).Принцип осуществления правосудия только арбитражным судом:1) только арбитражные суды, созданные в предусмотренном законом порядке и с целью разрешения экономических споров, могут осуществлять правосудие;2) только арбитражные суды вправе (и обязаны) осуществлять свою специфическую деятельность в арбитражной процессуальной форме – в порядке, установленном нормами арбитражного процессуального права. Эта форма не может быть использована ни одним юрисдикционным органом при рассмотрении и разрешении дел;3) только арбитражные суды могут осуществлять правосудие по экономическим и иным спорам, отнесенным федеральным законом к их ведению.

     Система арбитражных судов состоит из четырех уровней:

     1) арбитражный суд субъекта Российской  Федерации – рассматривает дела  в качестве суда первой инстанции;

     2) арбитражный апелляционный суд  – рассматривает дела в качестве  суда апелляционной инстанции  и по вновь открывшимся обстоятельствам;

     3) арбитражный суд округа – рассматривает  дела в качестве суда кассационной  инстанции;

     4) Высший Арбитражный Суд РФ  – высший судебный орган по  разрешению экономических споров  и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами; рассматривает  в соответствии с федеральным  законом дела в качестве суда  первой инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам.

     Согласно  ст. 127 Конституции Российской Федерации на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации возложено разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществление судебного надзора за их деятельностью и дача разъяснений по вопросам судебной практики. То есть главными для этого судебного органа, бесспорно, являются полномочия по осуществлению судебной власти.

     В то же время Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации призван осуществлять и иные полномочия, которые имеют  подчиненный (вспомогательный) характер. Статья 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» конкретизирует круг его полномочий и, не разграничивая  на главные и вспомогательные, относит к ним:

     – рассмотрение некоторых категорий дел в качестве суда первой инстанции (и пересмотр их по вновь открывшимся обстоятельствам);

     – проверку в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов Российской Федерации;

     – обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации;

     – изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

     – дачу разъяснений по вопросам судебной практики;

     – разработку предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

     – ведение судебной статистики и организацию работы по ее ведению в арбитражных судах;

     – осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

     – решение вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации (в рамках своей компетенции);

     – решение вопросов образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

     – осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и другими федеральными конституционными законами.

    В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи —  члены Высшего Арбитражного Суда.

    Судьями Высшего Арбитражного Суда могут  быть назначены граждане Российской федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической специальности  не менее десяти лет.

    Всей  работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся в соответствии с Законом судьей. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

    Осуществление основного процессуального полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ —  рассмотрение дел по существу —  происходит в судебных коллегиях. В судебных коллегиях высшего Арбитражного Суда РФ образуются. , судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют их председатели составов, утверждаемые Пленумом данного суда. 

       Пленум Высшего  Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Пленум действует в составе Председателя этого Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Основное  полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Помимо этого Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды. Статьей 305 АПК РФ определены полномочия Президиума ВАС РФ, которые могут быть реализованы им в результате рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

     В ходе своей процессуальной деятельности Президиум ВАС РФ не рассматривает  дело повторно (т.е. не пересматривает на своем уровне фактические обстоятельства спора), а лишь проверяет законность оспариваемых судебных актов в рамках оснований, установленных для изменения  или отмены судебных актов в ст. 304 АПК РФ. Иначе говоря, если указанные основания отсутствуют, оспариваемый судебный акт не может быть изменен или отменен в надзорном порядке ни при каких условиях..

     Согласно  п. 5 ч. 1 ст. 305 АПК РФ Президиум ВАС РФ по итогам пересмотра судебного акта в порядке надзора вправе оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

     При Высшем Арбитражном Суде РФ действует  Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов.

Информация о работе Арбитражный суд