Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:20, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению правового обеспечения борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Сущность терроризма……………………………………..............…….6
1.1 Исторический аспект терроризма……………………………………..……..6
1.2 Понятие и виды терроризма…………………….…………………………..10
1.3 Основные причины, порождающие терроризм…………………..………..15
Глава 2. Правовой аспект борьбы с терроризмом…………………..…………18
2.1. Юридический анализ терроризма………………………………..………...18
2.2 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности…………………………………..………………………..………..25
Заключение……………………………………………………………...………..33
Список используемой литературы……………...………………...……………36
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.
В случае если воздушное
судно не реагирует на радиокоманды
наземных пунктов управления прекратить
нарушение правил использования
воздушного пространства Российской Федерации
и (или) на радиокоманды и визуальные
сигналы поднятых на его перехват
летательных аппаратов
Tсли имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий
и защиты жизненно важных интересов личности,
общества и государства по решению должностного
лица решение о проведении контртеррористическ
Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических
лиц с отдельных участков
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных
переговоров и иной информации,
передаваемой по каналам
5) использование транспортных
средств, принадлежащих
6) приостановление деятельности
опасных производств и
7) приостановление оказания
услуг связи юридическим и
физическим лицам или
8) временное отселение
физических лиц, проживающих в
пределах территории, на которой
введен правовой режим
9) введение карантина,
проведение санитарно-
10) ограничение движения
транспортных средств и
11) беспрепятственное
12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
13) ограничение или запрещение
продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, специальных средств
и ядовитых веществ,
14) ограничение или
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры, и временные ограничения.
Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция19.
Организация признается террористической
и подлежит ликвидации (ее деятельность
- запрещению) по решению суда на основании
заявления Генерального прокурора
Российской Федерации или подчиненного
ему прокурора в случае, если от
имени или в интересах
Из этого следует, что правовое регулирование борьбы с терроризмом не охватывает всех необходимых аспектов проблемы. Некоторые позиции, отраженные в международных конвенциях, пока еще не сформулированы в законах, хотя осознание их необходимости среди российских юристов уже есть.
Заключение
Терроризм и террористы существовали
в обществе задолго до появления
этих терминов. Обзор истории терроризма
позволяет понять, что вне зависимости
от мотивов использования методов
террора (от самопожертвования на благо
общества и действий в “высших
интересах человечества” до желания
самоутвердиться или захватить
власть), он в любые времена сопряжен
с агрессией, жестокостью, отрицанием
общечеловеческих ценностей, желанием
бросить вызов всей социально-политической
и юридической системе. Смысл
террористического акта состоит
в невозможности законными
Терроризм - преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма. Современная действительность доказывает: распространенное в годы правления Б.Ельцина утверждение о том, что терроризм не имеет ни национальности, ни лица, ни религии, и поэтому “нельзя переводить проблему на этническую и религиозную почву”, является заблуждением. История терроризма и его современная практика свидетельствуют о том, что террор имеет лицо, так как его совершают конкретные люди в своих интересах, имеет религию, так как всегда существуют человеконенавистнические (например, фашистские) религии, которые вдохновляют террористов, обещая им не только земные, но и загробные блага, разделяя народы на богоизбранных и богоотверженных, имеет террор и национальность, о которой свидетельствует история Спецпроект НТВ, По ту сторону войны,2005..
В такой ситуации совершенно очевидно,
что без масштабного
К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества - преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. К тому же отмена смертной казни сделало главу 23 УИК РФ пустым местом.
Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их “спонсорам” уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон “Об оружии”, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.
В заключение еще раз отметим, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Проспект, 2003. - 32 с.;