Борьба с терроризмом в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению правового обеспечения борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Сущность терроризма……………………………………..............…….6

1.1 Исторический аспект терроризма……………………………………..……..6

1.2 Понятие и виды терроризма…………………….…………………………..10

1.3 Основные причины, порождающие терроризм…………………..………..15

Глава 2. Правовой аспект борьбы с терроризмом…………………..…………18

2.1. Юридический анализ терроризма………………………………..………...18

2.2 Нормативное регулирование антитеррористической деятельности…………………………………..………………………..………..25

Заключение……………………………………………………………...………..33

Список используемой литературы……………...………………...……………36

Работа состоит из  1 файл

Работа для Вадима.docx

— 75.72 Кб (Скачать документ)

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и  боевую технику в порядке, установленном  нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной  среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае если воздушное  судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования  воздушного пространства Российской Федерации  и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных  Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и  визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и  боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Tсли имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения18.

Решение о введении правового  режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических  лиц документов, удостоверяющих  их личность, а в случае отсутствия  таких документов - доставление указанных  лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических  лиц с отдельных участков местности  и объектов, а также отбуксировка  транспортных средств;

3) усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной  охране, и объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения и  функционирование транспорта, а  также объектов, имеющих особую  материальную, историческую, научную,  художественную или культурную  ценность;

4) ведение контроля телефонных  переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных  систем, а также осуществление  поиска на каналах электрической  связи и в почтовых отправлениях  в целях выявления информации  об обстоятельствах совершения  террористического акта, о лицах,  его подготовивших и совершивших,  и в целях предупреждения совершения  других террористических актов;

5) использование транспортных  средств, принадлежащих организациям  независимо от форм собственности  (за исключением транспортных  средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений  иностранных государств и международных  организаций), а в неотложных случаях  и транспортных средств, принадлежащих  физическим лицам, для доставления  лиц, нуждающихся в срочной  медицинской помощи, в лечебные  учреждения, а также для преследования  лиц, подозреваемых в совершении  террористического акта, если промедление  может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности  опасных производств и организаций,  в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически  опасные вещества;

7) приостановление оказания  услуг связи юридическим и  физическим лицам или ограничение  использования сетей связи и  средств связи;

8) временное отселение  физических лиц, проживающих в  пределах территории, на которой  введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина,  проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных  мероприятий;

10) ограничение движения  транспортных средств и пешеходов  на улицах, дорогах, отдельных  участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение  лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе  (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, специальных средств  и ядовитых веществ, установление  особого режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих  наркотические средства, психотропные  или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

14) ограничение или приостановление  частной детективной и охранной  деятельности.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим  контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры, и временные ограничения.  

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция19.

Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании  заявления Генерального прокурора  Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации  осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221,277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

Из этого следует, что правовое регулирование борьбы с терроризмом не охватывает всех необходимых аспектов проблемы. Некоторые позиции, отраженные в международных конвенциях, пока еще не сформулированы в законах, хотя осознание их необходимости среди российских юристов уже есть.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления  этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости  от мотивов использования методов  террора (от самопожертвования на благо  общества и действий в “высших  интересах человечества” до желания  самоутвердиться или захватить  власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл  террористического акта состоит  в невозможности законными средствами заставить общество и государство  считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или  повернуть ход социальной истории  вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно вспомнить средства борьбы, предлагаемые основоположниками современного терроризма: “разрушения”, “яд, нож  и веревка” (Бакунин), “создание  максимального хаоса посредством  отравляющего газа, ракет, а также  поиск новых средств уничтожения” (Гейнцген), “нож, винтовка и динамит” (Кропоткин).

Терроризм - преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма. Современная действительность доказывает: распространенное в годы правления Б.Ельцина утверждение о том, что терроризм не имеет ни национальности, ни лица, ни религии, и поэтому “нельзя переводить проблему на этническую и религиозную почву”, является заблуждением. История терроризма и его современная практика свидетельствуют о том, что террор имеет лицо, так как его совершают конкретные люди в своих интересах, имеет религию, так как всегда существуют человеконенавистнические (например, фашистские) религии, которые вдохновляют террористов, обещая им не только земные, но и загробные блага, разделяя народы на богоизбранных и богоотверженных, имеет террор и национальность, о которой свидетельствует история Спецпроект НТВ, По ту сторону войны,2005..

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии  обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной  системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать  угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без  жесткого государственного регулирования  во всех сферах жизни. Поэтому приоритет  в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного  и неумирающего спутника человечества - преступности. Невозможно представить  себе, чтобы когда-нибудь исчезли  с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и  другими для всеобщего счастья  или гегемонии своей социальной или национальной группы. К тому же отмена смертной казни сделало  главу 23 УИК РФ пустым местом.

Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и  упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их “спонсорам”  уходить от ответственности, но и  ослабляют борьбу с преступностью  в целом. Со всей определенностью  можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон “Об оружии”, Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.

В заключение еще раз отметим, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые  акты

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Проспект, 2003. - 32 с.;

Информация о работе Борьба с терроризмом в РФ